03.09.2024
Педагог - Демина Наталья Юрьевна, 1 квалификационная категория
Возрастные особенности детей 2-3 лет.
Раннее детство - период бурного речевого развития.
Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают
почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего
окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300,
а к трём - до 1500 слов.
В развитии психических функций детей 2-3 лет
доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с
наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не
может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей
частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции
непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния
на другое
Мышление у детей 2-3 лет -
наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при
условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети
усваивают способы действий с разнообразными предметами.
У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие,
внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения,
которые развиты за счёт предметной деятельности.
Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма
самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в
зеркале. Далее дети называют себя по
имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».
Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое
средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей
ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений;
развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального
мира;
В этом возрасте вашему ребенку важно:
• Много
двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также
осваивает окружающее пространство.
• Освоить
мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие
мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает
и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в
этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых
слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно
развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление,
память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
• Продолжать выстраивать отношения со
взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на
них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от
взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения
почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для
ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».
• Получать помощь взрослого в тот момент,
когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может
реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать
вещи.
• Иметь
достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают
одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку
трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
• То, что
происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что
непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в
будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не
скоро подарят
• Понимать,
что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами
утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно
использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы
хотя бы иногда будете его партнером по игре.
• Предоставить ребенку возможность играть с
мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками,
шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под
присмотром взрослого!
• Чаще
разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел
или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми
детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то,
что мама обычно понимала с полуслова
. •
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами.
Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой,
разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и
синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании
матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и
доброжелательное сотрудничество.
• Относиться
к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное
состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда
способен их четко сформулировать и заявить.
• Помнить, что соблюдение разумной
безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного.
Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через
постоянное исследование нового.
• Понимать,
что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него
существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему
будущему им совершенно не воспринимаются.
• Относиться спокойно и с пониманием к
эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или
слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне
естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае
сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным
возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение,
пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка – новая позиция
«Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких
взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не
складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно
ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся
в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками). Для кризиса 3 лет характерны следующие
особенности в поведении:
1. Негативизм
– ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается
выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия –
сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство
– это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого
очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с
его мнением считались.
3. В
переходный период может появиться строптивость. Ребенок стремится настоять на
своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
4.
Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок
хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во
время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со
взрослыми.
5. У
некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы
постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
6. Интересная характеристика кризиса 3 лет –
обесценивание. Что обесценивается в
глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок
может, например, отбросить или даже
сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя .
• Помните, что, как и всякая революция, этот период не
длится вечно, и исход его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости
вашей позиции.