18.01.2022
Актуальность проекта:
Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к
прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей
природы.
Материал, изложенный ниже, сможет расширить знания детей об осени, ее явлениях,
ее дарах. Дети смогут ощутить всю красоту и богатство осеннего сезона.
Проблема:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, дарах
осени, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с
ней.
Цель проекта:
Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её
признаках и явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- углубить представления об изменениях в природе осенью;
- привлечь внимание к окружающим природным объектам;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды», «Хлеб», «Деревья и
кусты».
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых
в осенний период;
Развивающие:
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать связную речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками.
- формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
- развивать мелкую моторику кистей рук, мышление внимание, память и пр.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с
природой.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой.
Вид проекта: Среднесрочный.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители.
Предполагаемый результат проекта:
- Формирование у детей знаний об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни
животных и птиц, людей.
- Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия
с окружающими людьми (взрослыми и детьми).
- Совместное творчество родителей и детей.
- Стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора у
воспитанников
- Развитие художественно - творческих навыков.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный
- Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок,
чистоговорок, пословиц по теме проекта.
- Подбор технических средств обучения: Мультфильмы из серии «Маша и медведь»:
«До весны не будить!», «День варенья», «Граница на замке», «Дышите — не
дышите», «Витамин роста», «Картина маслом», мультфильм «Приключения Незнайки»,
мультфильмы по сказкам В. Сутеева «Веселый огород», «Дядя Миша», «Яблоко».
Советские мультфильмы: «Огород», «Весёлые человечки».(Использование
домашней видеотеки детей)
- Оснащение развивающей среды:
Игры с прищепками (по теме осень), игры на развитие дыхания, игра «Найди
овощи и фрукты и птиц по тени», игра «Вершки-корешки»,
2 этап — основной
Образовательные области
Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень»,
Беседы по теме «В гостях у бабушки и дедушки» (овощи, фрукты), «Путешествие в
осенний лес»,
Разучивание стихотворений, загадок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме
проекта.
Познавательное развитие НОД по темам проекта,
Просмотр иллюстраций: «Путешествие в осенний лес», «Как звери готовятся к
зиме?».
Дидактические игры: «Найди кто «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». «К
названному дереву беги», «С какой ветки детки».
Речевое развитие НОД:
составление описательного рассказа на тему «Осень»,
на тему «Осенняя пора»,
составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы
описания,
составление описательного рассказа о фруктах и овощах с опорой на схему,
Творческое рассказывание
Рассматривание картин об осени и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы осени», «Как люди, звери, птицы готовятся к
зиме?»
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Скажи наоборот», составление рассказа
по серии сюжетных картин «Как хлеб на стол пришёл».
Пересказ произведения, прочитанного взрослым.
Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Овощи»,
Л. Толстой «Косточка»,
Я. Тайц «По ягоды»,
Дж. Родари «Чиполлино»,
Н. Сладков «Осень на пороге»,
Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Русская народная сказка «Хвосты»,
Е. Чарушин «Кто как живет?» (заяц, белка, волк).
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Чтение стихотворений об осени.
Свободное творчество – рисование по теме «Что нам осень
подарила», Трафареты: «Овощи» и «Фрукты»
Работа с родителями
Оформление заданий в индивидуальных тетрадях по темам недели.
3 этап — заключительный
Выставка детских работ в родительских чатах .
Запись видео роликов «Загадки о плодах».
Изготовление макета «Хлебное дерево».
Систематизировать материал по теме: «Осень».
Результаты проекта:
Повышение у воспитанников уровня познавательного развития.
Сформированное представление об осени, ее признаках и явлениях, приобретение
нового познавательного опыта;
- Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи»,
«Фрукты», «Хлеб», «Ягоды», «Деревья и кусты».
Знакомство детей с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;
Оформлено панно «Хлебное дерево»
Оформлена выставка творческих работ детей и семейных работ.
Привлечение родителей в образовательный процесс, к жизни детского сада. Итоги
проекта размещены на странице сайта детского сада.
- в результате проекта у детей
пополнились, систематизировались знания и представления об осенних
изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- на основе углубления и
обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами,
стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и
активизировался речевой запас;
- появилось желание
самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие
рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
- большинство родителей приняли
активное участие в реализации проекта.