01.01.2017
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изодеятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе.
Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.
Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира.
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
1)знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
2)знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математика, чтение, грамота, письмо и др.)
Вопросы детей – это показатель развития их мышления.
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе, переход в которую – качественно новый этап в развитии ребенка. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития» с формированием личностных новообразований. Готовность ребенка к школе во многом определяется особенностями среды его развития в дошкольном возрасте. Обучающая деятельность в дошкольном учреждении направлена на формировании е у ребенка потребностей получения новых знаний и новой информации. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые функции процесса обучения: информационную, развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором становления личности. Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в творческий исследовательский поиск.
Любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Это также период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально-потребностной сферы. Центральное новообразование этого возраста – развитие внутренней позиции и самосознании. Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастном объеме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.
Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую и систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
Развитие личности осуществляется как присвоение ребенком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., в ходе которого ребенок обретает самосознание. Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из задач – воспитание любознательности и познавательных интересов.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.
Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Исходя из этого, А.В.Запорожец выделил отдельную задачу умственного воспитания - формирование системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни, как условие умственного роста.
Для полноценного умственного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.
Мыслительная деятельность не возможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность в них от рождения. В свое время И.М.Сеченов говорил о «прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П.Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?» Под влиянием этого рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность, свойственная ребенку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребенка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и четкие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создает внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядочности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей. Структура когнитивной сферы складывается к пяти-шести годам. Центральное ядро в ней включает в себя устоявшиеся, стабильные потребности, еще не нашедшие своего предмета. В такой активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. Совсем далеко, из центрального ядра намечаются психические образования, из которых затем разовьются принципиально новые потребности и мотивы личности ребенка.
После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимаются на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребенок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, и других видах деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Развитие кругозора
Ребенок старшего дошкольного возраста должен:
• знать свою фамилию, имя и отчество;
• знать имена и отчества своих родителей, а также их профессии;
• знать название родного города (поселка);
• знать, чем город отличается от деревни;
• знать название родной страны и ее столицы;
• знать название нашей планеты;
• иметь представление о различных природных явлениях (дождь, снегопад, метель, иней, ветер, наводнение, засуха);
• знать, чем река отличается от озера, а озеро — от морей и океанов;
• иметь ясное представление о животных и растениях:
— различать зверей, птиц, насекомых и рыб,
— отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких, обитателей умеренного климата от животных, экзотических для наших широт,
— отличать перелетных птиц от зимующих,
— знать названия наиболее распространенных растений,
— отличать деревья от кустарников,
— различать садовые и полевые цветы,
— отличать фрукты от овощей и ягод,
— знать, что растет в лесу, в огороде и в саду,
— различать ядовитые и съедобные грибы;
• познакомиться с календарем:
— знать количество, названия и последовательность времен года,
— знать количество, название и последовательность календарных месяцев,
— различать зимние, весенние, летние и осенние месяцы,
— знать количество дней недели, их названия и последовательность,
— уметь объяснить, чем будние дни отличаются от выходных, а обычные выходные — от праздничных дней;
• познакомиться с часами:
— знать названия частей суток (утро, день, вечер, ночь),
— знать количество часов в сутках,
— знать количество минут в одном часе,
— уметь определять время по механическим и электронным часам;
• знать названия наиболее распространенных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный, серый), а также уметь различать их оттенки (светло-зеленый, темно-синий и т. д.);
• иметь ясное представление о наиболее распространенных профессиях (врач, учитель, повар, строитель, водитель и т. п.):
— знать их названия,
— объяснять, чем занимается человек той или иной профессии, какую пользу приносит обществу;
• знать названия и уметь объяснить суть наиболее распространенных видов спорта (футбол, хоккей, теннис, фигурное катание и др.);
• знать, как выглядят и как называются наиболее распространенные.музыкальные инструменты (скрипка, гитара, барабан, фортепиано, труба, балалайка, гармонь и др.);
• знать основные правила дорожного движения для пешеходов (где разрешено двигаться пешеходам, где и по какому сигналу светофора можно переходить улицу);
• знать основные правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в детском саду и школе).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.04.2019
Дата обновления: 08.04.2019
Дата публикации: 01.01.2017