07.11.2019
«Воспитываем интерес к окружающему миру с
детства.
Посещение зоопарка».
Трудно найти человека, не побывавшего в
зоопарке хотя бы один раз в своей жизни. Первое знакомство с зоопарком, как правило, происходит в детстве, первыми экскурсоводами
являются родители. Как же нужно справляться с этой не совсем обычной ролью?
Накануне родители должны
сообщить ребенку о предстоящем посещении зоопарка, рассказать, что там он
увидит много различных животных.
Обычно родители подводят
ребенка ко всем клеткам и вольерам и рассказывают о животных все , что знают
сами. Перед глазами ребенка мелькает множество животных. Вначале он наблюдает с
интересом, однако постепенно его интерес угасает, появляется усталость. К концу
посещения все его впечатления перемешиваются, и в итоге ребенок запоминает лишь
некоторых животных, увиденных им, имеющих наиболее выразительное поведение
(чаще всего это обезьяны). Повторное посещение зоопарка мало чем отличается от
предыдущего. В результате таких посещений круг знаний ребенка о животных
расширяется незначительно. В памяти ребенка остаются лишь яркие образы
отдельных животных и мелькающие как в калейдоскопе клетки и вольеры.
Что же должны знать о
зоопарке взрослые, прежде чем знакомить с ним своих детей?
Первая цель существования зоопарка –
образовательная. Только здесь можно увидеть многообразие живого мира Земли.
Если бы не было зоопарков, многих редких зверей, птиц, рыб мы бы вряд ли
когда-нибудь увидели. В зоопарке ученым легче изучать некоторых животных,
обитающих в труднодоступных уголках дикой природы.
Второе, чрезвычайно
актуальное назначение зоопарка – пропаганда идей охраны природы. Даже
поверхностное знакомство с многочисленными представителями животного мира
помогает человеку осознать, как интересен и
разнообразен мир природы, как удивительны
и неповторимы его формы, краски, звуки, и понять, что каждое живое существо
имеет право на жизнь.
Третье, очень важное
назначение зоопарка – сохранить исчезающие виды животных. Так, в Московском
зоопарке спасли соболей, которых в России к началу XX века оставалось совсем
немного. Зубры, самые крупные животные на Земле, современники мамонтов,
сохранились сегодня только благодаря зоопаркам. Такова же судьба красного
волка, лошади Пржевальского. В дикой природе этих и многих других животных
почти полностью истребили. Ученые ведут работу по спасению различных животных,
их размножению, увеличивают популяции, а затем переселяют животных в места их
естественного обитания.
И, наконец, еще
одно назначение зоопарка – это великолепное зрелище, прекрасное
место отдыха, снимает психическую усталость человека.
Итак, родители ведут
ребенка в зоопарк. Сначала следует решить, с какими животными следует
познакомить ребенка. Некоторых диких животных он знает по сказкам. Это – заяц,
лиса, медведь, волк, еж. Для первого ознакомления количество животных не должно
превышать 8-10. Накануне посещения зоопарка следует просмотреть вместе с
ребенком иллюстрации к знакомым сказкам; наиболее интересные – рассказать или прочитать
еще раз, чтобы оживить в памяти ребенка образы животных.
- Сегодня мы с тобой
рассмотрим картинки в твоих книжках, - говорит взрослый ребенку. – Ты знаешь,
кто это? (Показывает на изображение лисички). Вот какой у нее длинный хвост,
маленькие хитрые глаза, рыжая шубка. Скоро ты ее увидишь и узнаешь, такой ли у
нее красивый хвост на самом деле. А это кто? (Показывает на медведя). Ты
помнишь сказку о трех медведях? Как их звали? Какие бывают медведи? А у медведя
есть хвост? В зоопарке ты об этом узнаешь, увидишь его совсем близко.
Спросите, кого ребенок
хочет увидеть в зоопарке. Такая подготовка способствует возникновению желания
встретиться с животными. У ребенка появляется целенаправленный интерес к
конкретным животным.
Перед посещением
зоопарка сообщите ребенку правила поведения:
·
возле животного следует стоять спокойно и
внимательно рассматривать его;
·
клетку и животных нельзя трогать руками
или какими-либо предметами – животные могут испугаться и поранить тебя;
·
нельзя бросать животным еду – они могут
заболеть;
·
разговаривать возле клеток следует тихо,
чтобы не пугать животных , не мешать другим людям наблюдать за ними.
Подготовив ребенка,
можно отправляться в зоопарк. С ребенком 4-5 лет можно детально рассмотреть 5-6
животных, задерживаясь у каждой клетки до 3-5 минут.
Вначале взрослый
помогает ребенку воспринять образ животного, а затем направляет его внимание на
отдельные особенности: «Это волк. Он похож на большую собаку. Волк меньше
медведя, но больше лисички. Это – сильный, смелый, красивый зверь. Посмотри на
его уши: они небольшие, глаза – маленькие, а пасть – огромная. Хвост намного
меньше, чем у лисы, но зато ноги большие и сильные, поэтому волк бегает очень
быстро. Давай вместе посмотрим, как он ходит, ест».
Встреча с животным
сопровождается эмоциональной реакцией. В этот момент взрослый предоставляет
ребенку возможность самостоятельно понаблюдать за животным. Затем можно
сообщить некоторые сведения о животном, которое находится перед ним.
Эмоциональный эффект от встречи с животным утрачивается, если в процессе
наблюдения сообщается слишком много подробных сведений о нем. В данном случае,
в соотношении рационального и эмоционального, перевес должен быть на стороне
последнего. Такое соотношение объясняется особенностями психических процессов у
детей дошкольного возраста: процесс возбуждения преобладает над процессом
торможения. Ввиду этих особенностей детям трудно переключить свое внимание от
более сильного раздражителя, которым являются животные, на сообщаемые
взрослым сведения о них, поэтому большую часть таких сведений дети не
запоминают.
У следующих 4-5 клеток
следует задерживаться не более минуты. За это время вы лишь называете животное
и обращаете внимание ребенка на его наиболее ярко выраженную особенность,
например: «Это обезьянки. Они умеют прыгать по деревьям, за ними интересно
наблюдать. Давай посмотрим, что делает эта маленькая обезьянка».
Через 15-20 минут после
начала осмотра ребенок должен отдохнуть. Остановить его трудно, он хочет он
непременно узнать, какие звери живут в других клетках, словно и не ощущает
физической усталости. Однако взрослый должен знать, что длительное пребывание в
движении (дорога к зоопарку и пребывание в нем) утомили ребенка. К этому
добавилась интенсивная эмоциональная нагрузка, которая привела к перевозбуждению
нервной системы, поэтому, не отдохнув, он не сможет продолжать знакомство с
зоопарком. Отдых необходим для восстановления его физических сил и
уравновешивания процессов возбуждения и торможения. Взрослый должен найти в
парке относительно спокойный уголок, где можно посидеть, переключить внимание
ребенка на малоподвижные объекты (деревья, трава, цветы, небо), побеседовать с
ним, предложить съесть бутерброд или яблоко.
После 10-15 минутного
отдыха осмотр зоопарка можно продолжить. Затем, после небольшого отдыха,
следует вернуться домой. Детям постарше можно организовать три наблюдения,
каждое продолжительностью около 20 минут с отдыхом между ними по 10-15 минут.
Такое чередование даст возможность провести полноценное наблюдение за
животными, а посещение зоопарка оставит в памяти ребенка приятные воспоминания.