07.12.2024
С чего начинать обучение грамоте
Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начинать обучение грамоте в семье и в каком возрасте это целесообразнее делать?
Прежде всего попробуйте объективно оценить, проанализировать развитие устной речи своего ребенка: насколько чисто он произносит звуки, правильно ли строит фразы, легко ли подбирает слова для ответа, не искажает ли длинные слова (например: универмаг). Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться за помощью к логопеду.
Зачастую родители приравнивают понятия «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем читать слоги и слова, забывая (или не зная) о том, что читающий — не всегда значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо шире, оно подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.
Главная задача родителей дошкольника — сформировать предпосылки к овладению грамотой и начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.
К моменту поступления ребенка нужно научить определять, с какого звука начинается слово, каким заканчивается; есть ли в слове данный звук и где он находится — в начале слова, середине или конце; подбирать слова, начинающиеся на заданный звук или содержащие его; различать сходные по звучанию звуки (например, [з] — [с] — [ц], [б] — [п], [м] — [м’] и др.). Кроме этого, дошкольник должен уметь производить и простейший анализ слова на уровне определения в слове количества слогов, звуков и их последовательности.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуск букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание.
Игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и умения производить простейший звуковой анализ слов, очень много. Их можно найти в литературе и придумать самим. Вот примеры заданий, которые вы можете предложить своему ребенку.
Задание 1. Предложите ребенку картинки, игрушки (любые предметы) и попросите назвать первый или последний звуки. Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, можно предлагать ребенку доставать предметы из мешочка, коробки, выбирать на ощупь, искать по вашей инструкции. Впоследствии вы можете просто называть слова и предлагать найти второй, третий, предпоследний звуки.
Задание 2. Попросите ребенка выбрать из предложенных ему те картинки или предметы, в названии которых есть заданный звук. Определите, где звук «спрятался», — в начале слова, в середине или в конце.
Задание 3. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Усложнить задание можно, предложив ребенку самостоятельно называть слова (используйте для этого картинки, игрушки или любые другие предметы) и искать звук.
Задание 4. Предложите ребенку угадать, чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть, например, звук [к], какая кличка у собаки, если в ней есть звук [у] и т. п.
Задание 5. Предложите ребенку отгадать загадку, выделить в слове-отгадке первый (или любой по счету) звук и подобрать новые слова с этим звуком.
Задание 6. Предложите ребенку угадать слово, которое вы загадали, по первому и последнему звукам. Начинать осваивать эту игру можно, опираясь на наглядность. Так, дав малышу задание: «Угадай слово: начинается на [а], заканчивается на [с]», предложите выбрать отгадку из двух—трех картинок — автобус, автомобиль, автомат.
Задание 7. Предложите ребенку определить, какой звук повторяется чаще всех, и подобрать другие слова с этим звуком:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
На горе Арарат зреет крупный виноград.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 8. Предложите ребенку игру в слова: вы называете слово, ребенок придумывает свое слово, которое начинается на последний звук вашего, вы продолжаете цепочку и т. д., например: стол, лампа, аист, топор, рая и т. д. Можно усложнить задание, предложив называть только животных, только растения и т. п.
Задание 9. Предложите ребенку такую игру: «Я буду повторять одно и то же слово, а потом вдруг ошибусь, заменю его. Ты должен заметить и назвать слово, в котором я ошиблась».
Например:
— коса — коса — коза — коса — коса — коса;
— коробок — коробок — коробок — колобок — коробок — коробок;
— мишка — миска — мишка — мишка — мишка;
Задание 10. Предложите ребенку картинки с изображениями различных предметов. Затем произнесите какое-нибудь слово и попросите выбрать ту картинку, название которой начинается с того же звука. Например, вы говорите «молоко», а ребенок показывает картинку «молоток», так как оба эти слова начинаются со звука |м].
Задание 11. Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружками (или квадратами) — сколько звуков в слове, столько и кружков (квадратов). Так, например, слово «шар» изображается тремя кружками.
Главные правила успешного обучения чтению дошкольника:
1. Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не столько длительность занятий, сколько их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — дошкольник не способен воспринимать длинные инструкции.
5. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если его речь изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что подскажет ваша фантазия);
7. Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте: что сделано не так?
8. Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами других детей — темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
(по материалам В Павловой)