Старшая группа № 3 "Подсолнушки" (с 5 до 6 лет ОНР)

03.09.2024

Митюкова Наталья Александровна

1 квалификационная категория

Возрастные особенности детей 5-6 лет

       Игровая деятельность

Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.

Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат «взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.

     Сенсорика и образное мышление

В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.

Динамично развивается образное мышление:

Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)

Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).

 Изобразительная и конструкторская деятельность

5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.


Процесс конструирования значительно усложняется:

Деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.

Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.

В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.

Создание построек приобретает совместный характер.

Речь и воображение

Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).

Развивается:Хочу такой сайт

Грамматический строй.

Связность речи.

Фонематический слух.

Интонационная выразительность.

Эмоциональная составляющая.

Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.

Математические представления

Старшему дошкольнику под силу:

Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).

Производить счет в пределах 10.

Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».

Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.

Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.

На что обратить внимание родителям

Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:

Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.

Внимательно относиться к его желаниям, умея во время пресекать вредные из них.

Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.

Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним.

Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».

Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».