03.09.2024
Митюкова Наталья Александровна
1 квалификационная категория
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Игровая деятельность
Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.
Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат «взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.
Сенсорика и образное мышление
В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета/оттенки/промежуточные оттенки.
Динамично развивается образное мышление:
• Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
• Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).
Изобразительная и конструкторская деятельность
5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.
Процесс конструирования значительно усложняется:
• Деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.
• Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.
• В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.
• Создание построек приобретает совместный характер.
Речь и воображение
Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).
• Грамматический строй.
• Связность речи.
• Фонематический слух.
• Интонационная выразительность.
• Эмоциональная составляющая.
Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.
Математические представления
Старшему дошкольнику под силу:
• Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).
• Производить счет в пределах 10.
• Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».
• Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.
• Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.
На что обратить внимание родителям
Для полноценного развития старшего дошкольника необходимо:
• Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.
• Внимательно относиться к его желаниям, умея во время пресекать вредные из них.
• Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.
• Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним.
• Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».
• Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.