13.10.2024
Осенняя природа - это богатый материал
для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку
спойте ребенку простую песню про осень. В лесу обращайте внимание детей на
осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года,
повторите названия времен года и их очередность.
Наблюдения за улетающими птицами. Дома
послушайте осенние месяцы цикла П.Чайковского "Времена года". Можно
теперь легко ответить на вопрос - чем отличаются осенние месяцы от летних.
Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми
– комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше – дети это
видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от голода. Но
весною вернутся снова. Если на улице идет дождь, возьмите зонт и потанцуйте под
дождем с ребенком. Для него это будет незабываемые впечатления - необычная
прогулка под дождем.
Попробуйте разучить с детьми
стихотворение. Предложите ребенку самому придумать мотив для новой песни(5-6
лет). После возвращения домой найдите время нарисовать с ребенком все его
впечатления красками или карандашами. Во время рисования можно тихо включить
спокойную музыку. Повесьте картину на самое видное место в его комнате. Со
сменой времени года меняйте рисунки.
Пусть такие прогулки с последующим
рисованием под музыку станут хорошей традицией в вашей семье. Удачи всем!!!
Петр Чайковский. «Времена года. Осень»
Знаменитый русский композитор «до страсти
любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал:
«Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и
вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется,
что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет
преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями».
Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его
заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор
представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы,
а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась
строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя
песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На
тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».
Александр Глазунов. «Времена года: Осень»
В балете отразил природный годовой цикл
Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века,
продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в
1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе
европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером
Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически
лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов.
Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир
осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке
как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного
сока, и восточно-русская залихватская гульба».
Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»
Под таким названием скрывается
одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой
заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой
«Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах,
либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера
оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с
революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор,
приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал
студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры
Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой
самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники
увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и
самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком,
проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над
Кащеем.
Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»
Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по
мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет
специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и
Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки
осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на
помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и
исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С
юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах
четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге
лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком».
Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились
отдельные произведения для оркестра.