10.09.2023
Кризис трёх лет начинается примерно в два с половиной
года и заканчивается к четырём годам. Чтобы пережить его максимально
безболезненно и не заработать психологических травм, ребёнку необходима
грамотная поддержка значимых для него взрослых.
Внешние признаки кризиса трёх лет
Отношения с ребёнком будто ломаются. Они и в самом
деле требуют перестройки. Малыш уже не
такой ласковый, как раньше. Он становится очень упрямым и своевольным, во всём
отказывается от помощи взрослых, игнорирует запреты, просьбы, отказывается от
занятий, которые раньше приносили ему удовольствие. Главные слова ребёнка в
этот период: «я», «сам», «нет», «не буду».
Непреодолимое желание ребёнка быть «большим»
заставляет его буквально воевать со старшими и другими детьми за ресурсы и
лидерство. Он ярко выражает негативные эмоции, устраивает публичные протесты,
проявляет ревность, деспотизм и агрессию: ломает любимые игрушки, может
оскорбить взрослого или заявить, что не любит его. Такими провокациями ребёнок
изучает, как отреагируют другие люди и где находятся границы допустимого.
Но когда малыша хвалят, он сразу навостряет ушки и
весь расцветает. Ребёнок очень ярко реагирует на любые признания его успехов:
это даёт ему повод чувствовать себя взрослым и гордиться собой.
В этом возрасте у ребёнка начинает развиваться
важнейший инструмент сознания — воля. Позже она превратится в упорство
при достижении целей, настойчивость, уверенность в себе, способность обучаться
и доводить дело до конца. Чтобы ребёнок сформировал волю, важно прожить этот
период честно и разумно. Отнеситесь с уважением и терпением к его потребностям.
«Я хочу сделать это сам, но не могу. А чужая помощь не
позволит мне причислить себе это достижение. Я должен пробовать, сто раз
ошибаться, но научиться. Это важно для моей самооценки, для понимания, какой я,
на что способен, как я могу меняться и менять мир» — конечно, трёхлетний
ребёнок не сможет выразить свои чувства такими словами, но он испытывает именно
это.
Кризис трёх лет ещё называют кризисом дошкольного
возраста: малыш узнаёт много нового, преисполнен уверенности в себе, хочет
знать и уметь всё на свете, стать независимым и ответственным.
Ребёнок, к проявлениям воли которого относились с
уважением, выходит из кризиса с замечательной способностью к обучению и
самоорганизации. Детское любопытство к миру ограняется самодисциплиной.
Появляются первые моральные ценности и опыт решения конфликтов. Конечно, здесь
очень многое зависит от взрослого — его мудрости, эмоциональных и моральных
ресурсов для воспитания.