03.09.2024
Педагог - Масленникова Мария Дмитриевна, 1 квалификационная категория
Возрастные особенности развития ребенка 4 - 5 лет
Физическое развитие. Физические возможности возрастают значительно:
повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными,
уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и
ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет
неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего
ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от
1 до 2-х кг веса. Психическое развитие. Быстро развиваются психические процессы: они становятся
более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В
основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает
объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его.
Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься
каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение,
поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые.
Появляются детские страхи, об этом стоит помнить. Продуктивные виды деятельности. У детей пятого года жизни интенсивно начинают
развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и
конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек,
хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми. Появляется потребность участия в жизни взрослых и в
открытии своего мира. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая
игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений
между людьми. Усложняются формы её проведения. При распределении ролей могут
возникать конфликты, что необходимо учитывать. Социальное поведение. У ребёнка формируется представление о том, как вести
себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают
копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается
эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других
людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих.
Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С
удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к
ним интерес и не доводят начатое дело до конца. Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою
половую принадлежность, ведут себя соответственно ей. Дети начинают обращать внимание на своё здоровье,
способны в случае недомогания указать на проблему. Начинает формироваться потребность в общении, поиске
друзей. Советы и рекомендации родителям для построения
взаимоотношения с собственным ребёнком: - Создавайте возможности для активной подвижной
деятельности, но не допускайте переутомления. Чередуйте виды деятельности. - Предлагайте для игры мозаику, лото, паззлы,
конструкторы, а также игры, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки,
брусочки. Вместе с этим не затягивайте игру, т.к. сам ребёнок не сможет её
закончить. - Совместно рисуйте, лепите, делайте простые поделки
из различных материалов, используя разнообразные инструменты. Обязательно
хвалите его. Дарите поделки близким. - Дайте возможность проявлять самостоятельное
творчество. - Не оставляйте без внимания детские страхи. - Не делайте при детях то, что запрещаете им. Запретов
не должно быть много, иначе их трудно выполнить. - Незаконченные дела доделайте вместе, заинтересуйте
поощрением. - Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он у Вас
такой единственный и неповторимый!