24.01.2023
Вид проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Длительность проекта : неделя.
Цель: развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей со свойствами песка (сухой - мокрый, сыпется-из мокрого песка можно лепить);
- обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления
детей со свойствами песка.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.
Актуальность
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком:
- Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего дошкольного возраста.
- Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Ресурсное обеспечение: ёмкости с песком, детские лейки с водой, лопатки и формочки для песка, разноцветные крышки от пластиковых бутылок (камешки, ракушки и другие природные материалы, пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, воронки, влажные салфетки для рук.
Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатель группы.
Ожидаемые результаты:
- формирование навыков элементарных исследовательских умений;
- формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок;
- проявление у детей элементарного контроля за способом действия;
- воспитание интереса к результату своей деятельности и чувства удовлетворения от продукта деятельности;
Этапы освоения исследовательской деятельности:
подготовительный
- Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;
практический
- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений;
обобщающий
- Самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития, совместные игры детей в соответствующих зонах.
План работы
Понедельник
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Совместная образ. деятельность в режиме дня:
Утро: чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница» с просмотром иллюстраций.
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Самостоятельная деятельность/ НОД:
НОД «Путешествие в песочную страну»
Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, мокрый - сохраняет форму). Работа с родителями: консультация для родителей «Игры с песком в домашних условиях с малышами".
Вторник
Образовательная область: познавательное развитие.
Совместная образ. деятельность в режиме дня: Прогулка: дидактическая игра «Тайничок».
Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Самостоятельная деятельность/ НОД: Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки».
Цель: формировать знания о свойствах песка (сухой - мокрый, сыпется, влажный песок сохраняет форму предмета).
Среда
Образовательная область: познавательное развитие.
Совместная образ. деятельность в режиме дня: Прогулка: Беседа об аккуратном обращении с песком.
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Самостоятельная деятельность/ НОД: Игра-эксперимент «Найди овощи».
Цель: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
Работа с родителями: пополнение исследовательского уголка материалом для экспериментирования.
Четверг
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Совместная образ. деятельность в режиме дня: Утро: повторение стихотворения А. Барто «Мячик», просмотр иллюстраций.
Прогулка: рассматривание формочки «Слепим мяч».
Самостоятельная деятельность/ НОД :игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
Цель: формировать знания о свойствах песка (сухой - мокрый, сыпется, влажный песок сохраняет форму предмета).
Пятница
Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое. развитие.
Совместная образ. деятельность в режиме дня: прогулка: игра - эксперимент «Отпечатки наших рук».
Цель: закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета. Самостоятельная деятельность/ НОД: разучивание пальчиковой гимнастики с использованием песка
«Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять…»
Работа с родителями: фотовыставка для родителей «Маленькие исследователи».
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
2. Иванова А. И.
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в дет-ском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
3. Николаева С. Н.
«Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
4. Соловьева Е.
«Как организовать поисковую деятельность детей».
5. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
Картотека игр-экспериментов и опытов с песком.
Игра-эксперимент «Найди овощи»
Цель:- познакомить детей со свойствами сухого песка;
- учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы (овощи-муляжи);
- уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас (овощи, огород);
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком;
- создать атмосферу радости и удовольствия.
Игровой материал: центр песка, сухой песок,ракушки, камушки - галька,разноцветные стеклянные шарики
Ход игры: - Ребята, что же это такое перед вами на столе? (песок)
-Можно с песком играть? (да)
-Песок можно сыпать? (да)
-Но с песком надо играть осторожно! Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают ими в других детей, а то будет больно!
Воспитатель приглашает детей поиграть с песочком.
- Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку!
Легко ли сыплется песок? (легко)
Давайте поиграем с песком. Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Долго шли они пешком.
А потом бегом, бегом.
Немного поскакали,
А в конце в песок упали.
Воспитатель предлагает опустить руки глубже в песок. Когда кто-то из детей первый находит игрушку, воспитатель восклицает радостным голосом:
-Ой, что это такое мы откапали? (например, камень) Какой он? (форма, цвет)Давайте еще поищем! Найдите мне на ощупь шарик, камень, ракушку? Как много вы собрали! Молодцы ребята, хорошо потрудились!
Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Цель: - формировать знания о свойствах песка (сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить, влажный песок сохраняет форму предмета);
- развивать умение узнавать и называть основные цвета;
- расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
- развивать творческие способности.
Игровой материал: пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, два небольших контейнера с сухим и мокрым песком, воронки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить бутылочки пес-ком. Дети попытались насыпать песок руками. Получается не очень хорошо. Тогда воспитатель предлагает детям воспользоваться воронками. Получается? (да) Почему? (потому что сухой песок сыпется легко).
- А теперь давайте насыпать мокрый песок в бутылочку через воронку. Получается? (нет) Почему? (мокрый песок не сыпется).
Педагог предлагает детям оставить отпечатки крышек и дна бутылочек на мокром песке.
- Посмотрите, на мокром песке остаются следы, отпечатки. Да и следы получаются разные!
Игра - эксперимент «Отпечатки наших рук»
Цель: - закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета;
- научиться создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка.
- развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- формируем инициативность, самостоятельность;
- развиваем воображение и речь.
Игровой материал: неглубокий контейнер или поднос с сухим пес-ком, лейка с водой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям оставить отпечатки своих ладошек на сухом песке.
- Ребята, хорошо ли видны отпечатки? (нет)
- Почему? (потому что сухой песок рассыпается)
- А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его водой)
Педагог поливает песок водой с лейки, перемешивает его, ровняет, предлагает детям снова оставить отпечатки своих ладошек на мокром песке.
- А теперь получается? (да)
- Посмотрите, виден каждый ваш пальчик! На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить;
-обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблю-дать правила безопасности при игре с песком.
Материал: ёмкость с песком, лопатки, лейки, разноцветные крышки из пластиковых бутылок (можно использовать камешки, ракушки и т. п.).
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям горку из песка с помощью лопаток.
- Что-то у нас с вами ничего не получается. Как вы думаете, почему? (песок рассыпается) А почему он рассыпается? (потому что он сухой) А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его из леечки водой)
Дети поливают песок водой, затем строят горку.
- Какая у нас с вами получилась большая горка! А давайте теперь с вами ее украсим!
Воспитатель раздаёт детям крышки от пластиковых бутылок и предлагает ими украсить горку