Родители
могут не понимать и даже злиться на задания, в которых детям надо выучить
пословицы и поговорки. В нашей речи их почти не осталось. Но я считаю, что их
изучение очень полезно для ребят.
·
Пословицы и поговорки
значительно обогащают словарный запас ребёнка, делают его речь интересной и
выразительной. Согласитесь, гораздо приятнее слушать эмпатичного собеседника,
который ведёт «живой», а не сухой и монотонный разговор.
·
Фразеологизмы помогают
точнее и глубже выражать свои мысли, поэтому человек, использующий их в своей
речи, демонстрирует не только навыки общения, но и свой интеллектуальный и
культурный бэкграунд.
·
Ребёнок, знакомый с
пословицами и поговорками и употребляющий их в речи, легко освоит тему
«Средства художественной выразительности». С метафорами, эпитетами, сравнениями
и аллегориями многие дети мучаются в школе. Фразеологизмы — самые простые
средства художественной выразительности, чаще всего они уже включают в себя
метафоры и сравнения.
·
Пословицы и поговорки
отлично развивают чувство юмора! В них много доброй сатиры: используя
фразеологизмы можно пошутить и никого не обидеть.
·
Наконец, пословицы и
поговорки действительно учат думать, расширяют культурный кругозор, учат
анализировать ситуацию и свои действия в ней. В каждой пословице спрятана
мудрость, её нужно раскрыть, а также нужно решить своеобразный «кейс» и понять,
в какой ситуации можно применить эту мысль.
Ну что ж, начнём?
1. Разбираем
незнакомые слова
Многие слова, понятные и простые для взрослых, незнакомы
детям. Например: «Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эту пословица мы
часто слышим в повседневной речи. Но многие дети не понимают два главных слова
здесь: «гуж» и «дюж». Объясните смысл каждого слова, покажите иллюстрации,
найдите синонимы, более понятные ребёнку.
Например: «Дюжить» — быть сильным, выносливым.
Дюжий человек — сильный человек. «Сдюжить все трудности» — преодолеть все
трудности. Гуж — это кожаная петля, которую цепляли на шею лошади, перед тем,
как её запрягать и отправляться в путь. Через какое-то время попросите
объяснить, что такое «гуж» своими словами.
2.
Выясняем, откуда взялась пословица
Здорово, если вы сами знакомы с историей возникновения
пословицы или поговорки. Если нет — идём в интернет, ищем информацию там. Не
забывайте адаптировать найденную историю под возраст и уровень восприятия
ребёнка, исключите сложную терминологию, объясняйте живо, просто и с наглядными
иллюстрациями. Самый лучший вариант изложения можно найти в двух частях
«Большого толкового словаря пословиц и поговорок русского языка для детей».
Например : «На обиженных воду возят». История:
пословица появилась во времена императора Петра I. В то время была популярной
профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он сопровождал (как
лакей) специальную повозку в виде бочки. Чтобы заработать больше денег,
водовозы начали повышать цену на свои услуги, хотя по закону этого нельзя было
делать. Чтобы наказать этих жадин, император Петр I приказал вместо лошадей
впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но
вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло это выражение. Поверьте, вы сами
для себя узнаете много нового и интересного.
3.
Разбираемся со смыслом
Теперь, когда дети знают, откуда появилась пословица, и
понимают значение всех слов в ней, можно разбираться со смыслом и значением. Не
говорите правильный ответ сразу, помогите ребёнку самому докопаться до верного
ответа.
Пример диалога по пословице «Не руби сук,
на котором сидишь»:
Взрослый: Как ты думаешь, о чем говорится в
этой пословице?
Ребёнок: О том, что всем надо стать лесорубами.
Взрослый: Не совсем так. Представь, ты залез
на дерево, сидишь на ветке и сам топором начинаешь её рубить. Что будет дальше?
Ребёнок: Ветка отломится, я упаду.
Взрослый: Правильно. А если ветка крепкая и ты
не будешь её рубить, то просидишь ещё очень долго и все будет хорошо. А если
будешь рубить, то навредишь себе, верно?
Ребёнок: Да.
Взрослый: Так о чем тогда говорится в этой
пословице?
Ребёнок: Если у тебя все хорошо, не надо это портить и вредить
самому себе.
Взрослый: Отлично. Молодец!
В этом разговоре ребёнок ассоциировал пословицу
непосредственно с собой, представил себя в этой ситуации. Но так же можно
размышлять и над историей пословицы. Такой подход помогает развить
аналитическое, критическое, ассоциативное и логическое мышление.
4. Ищем примеры из
мультиков
Например: «Мал золотник, да дорог» — эту
пословицу иллюстрирует мультфильм «Добрый динозавр», потому что главный герой,
динозавр Арло, был вначале маленьким и слабым, но зато потом смог помочь
человеческому малышу найти семью. «Что посеешь, то и пожнёшь» —
эту пословицу иллюстрирует сказка «Три поросёнка», потому что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф
построили свои дома из соломы и дерева, дома оказались некрепкими и волк их
разрушил, а Наф-Наф построил крепкий дом из камня, поэтому волк не смог
разрушить его дом.
5.
Применяем пословицы и поговорки в жизни
Аналогично фильмам и книгам вместе с ребенком вспомните
случаи из его жизни или из жизни его друзей и родственников, иллюстрирующие
определенную пословицу или поговорку. Например: пословица «Друг познаётся в
беде», ребёнок может вспомнить: «Я как-то по дороге из школы подвернул ногу, и
мой друг Витя помог мне дойти до дома и донести портфель. Эта пословица
подходит, потому что в тот момент я оказался в трудной ситуации, мне было
больно, а Витя меня поддержал».
Затем включаем пословицы и поговорки в диалог с ребенком.
Главное условие — использовать как можно больше подходящих фразеологизмов
(соревнуйтесь с ребенком: за каждый — 1 балл, у кого больше баллов, тот и
победил).
Пример диалога:
Взрослый: В субботу мы встанем пораньше, чтобы
успеть сделать все дела, ведь кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Ребёнок: Да, но только вначале я сделаю все уроки, а потом
пойдём на пикник, сделал дело, гуляй смело. Представляешь, я так много нового
узнал на уроке окружающего мира. Ты знал, что в организме человека живёт 10 миллионов
бактерий?
Взрослый: Нет, не знал, век живи, век учись.
Ребёнок: Я тоже до этого не знал. Хорошо, что мне Сашка
подсказал, когда я сообщение на уроке делал, ведь где дружба прочна, там хорошо
идут дела.
6. Делаем «копилку»
Заведите с ребёнком отдельный блокнотик, записывайте туда
пословицу, её смысл, историю происхождения, расшифровку незнакомых слов. Но
самое главное — сделайте иллюстрацию-комикс для каждой пословицы. Придумайте
ситуацию, к которой пословица подходит, нарисуйте эту ситуацию в виде комиксов
и с помощью «облачков» запишите реплики героев. Этот метод поможет детям
развить фантазию, дизайнерские навыки и творческие мышление и лучше запомнить
пословицу.
Если ребёнок визуал, то кроме комикса рекомендую нарисовать
буквально дословную иллюстрацию пословицы или поговорки, чтобы он лучше
запомнил её.
7.
Учим пословицы других стран и народов
Я считаю, что человек должен обладать широким кругозором,
поэтому помимо популярных и классических русских фразеологизмов, с ребёнком
можно и нужно изучать и разбирать по той же самой схеме пословицы и поговорки
других стран и народов. Это поможет лучше понять культуру, традиции и
менталитет другого народа. Чтобы понять смысл «чужих» пословиц, поиграйте в «Сравнилку»:
выбираем страну (или народ), ищем в интернете их самые популярные пословицы и
поговорки (разумеется, понятные детям). Читаем, разбираем каждую и ищем точно
такой же по смыслу русский фразеологизм.
Например: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт» (литовская
пословица). «Дело мастера боится» (русская пословица). У них один и тот же
смысл: настоящий профессионал любую работу хорошо сделает.
Экспериментируйте и изучайте белорусские, украинские,
датские, английские, китайские пословицы и поговорки. Но и про редко
встречающиеся в нашей речи русские фразеологизмы тоже не забывайте, знакомьте
детей с ними!
Желаю успехов!