15.12.2020
«Ознакомление детей с природой родного края».
Любовь к
природе, сознательное и бережное отношение к ней должны
воспитываться в детях с раннего детства в семье.
Мы, взрослые, должны каждодневно приобщать детей к таинствам
и красоте природы, знакомить с растениями и животными родного края.
Раннее общение детей с природой родного
края поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на
нее, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей природой. Непосредственное восприятие
предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на
детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым
эстетические чувства.
В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу
очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые
взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его
окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных
как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность
должна быть использована при ознакомлении детей с природой родного края.
В старшем дошкольном возрасте дети могут
освоить различные по содержанию и характеру цепочки связи внутри лесного
сообщества, луга, водоема; причины отлета птиц; зависимость жизни
растений и животных, обитающих на определенной территории – леса, луга.
Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка,
его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Ребенку можно и нужно показывать различные
проявления красоты в мире окружающей природы: цветущие растения,
кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года. Детям надо
показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его
зависимость от сезонных изменений в природе.
В лесу в первой половине осени можно увидеть
много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках тщательно обследуют
кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны
сухими листьями, - он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь
ямку листьев, делает из них теплую подстилку на зиму. По деревьям может прыгать
белка с желудем или грибом в зубах; она тоже готовится к зиме –
запасает еду.
Зимние прогулки с ребенком также можно использовать
для воспитания в нем интереса к природе. На свежевыпавшем снегу можно заметить
многочисленные следы птиц – воробьев, голубей, ворон. По ним можно
определить очень многое: кто топтался, что делал, что клевал, одна или
несколько птиц были на этом месте. По следам от крыльев и хвоста можно
определить, где взлетали и где садились птицы. Воробей скачет, поэтому он
оставляет маленькие парные следы, ворона важно ходит - ее следы крупные и
поочередные, отпечатки лапок голубей мельче вороньих.
Гуляя в лесу или в парке, обращайте внимание ребенка
на красоту зимнего пейзажа: на опущенные снегом или инеем деревья и кустарники,
на сверканье снега на солнце. Красота зимнего леса пробуждает эстетические
чувства ребенка.
Весенние прогулки всегда сопровождаются
очарованием вида возобновляющейся природы. Гуляя с ребенком по лесу,
учите его всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать первые
цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме.
Весенние прогулки в лес дают возможность
наслаждаться не только нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое
начало лета по лесу разносятся птичьи трели. Это время, когда можно
услышать треньканье синицы, задорную дробь дятла и милое «ку-ку». Особое
наслаждение вечерами или ранним утром доставляет пенье соловья, его можно
услышать даже на окраинах больших городов.
Летом бурно живет вся природа: покажите ребенку,
как много вокруг зелени и цветов, возможных насекомых и птиц, как быстро
густеют кроны деревьев. Поэтому, где бы ни гулял ребенок – в парке или в
городском дворе, в лесу или на лужайке – везде ему можно предложить интересные
наблюдения за живой природой.
На этапе дошкольного возраста – самое важное – вызвать
в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые
пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с
природой.
Общение ребенка с природой воспитывает в нем
глубокое чувство любви к своей Родине. Она обогащает человека чувствами
нравственности, доброты, любви, учит наблюдательности, развивает мышление
и воображение, помогает осознать то великое, что кроется за словом
«Родина». А любовь к Родине начинается с любви к природе родного края, там,
где ты живешь, где ты родился.