08.09.2024
Болотова
Елена Геннадьевна
1
квалификационная категория
Возрастные
особенности детей 5-6 лет.
В
старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится
все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что
позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его
особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие
взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая
активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста
зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более
совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает
освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается,
завязывает шнурки.
В
старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное
запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым
становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических
процессов.
В
5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы,
величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10
различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет
в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Память.
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются
произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности.
Внимание
детей становится более устойчивым и произвольным. Вместе со взрослыми ребенок
может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут.
Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение
внимания.
Мышление.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.)
В
возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении
стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Воображение.
Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки,
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
В
рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда,
обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают
реальный и волшебный мир.
Развивается
и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку,
он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные
социальные роли.
Вам,
как его родителям важно:
С
уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического
мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру
воображения.
•
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя
развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного
творчества.
•
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу
только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную
ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
•
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые
разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам
ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины
неудачи.