18.11.2020
Тема.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Цели:
1.Познакомить
детей с основными органами артикуляцион¬ного аппарата: ртом, губами, языком,
небом.
2.
Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз,
направлять язык к углам рта).
1.Организационный
момент.
2. Игра
"Весёлый язычок"
.
Чтение детям сказки М.Г.Генинг и Н.А.Герман
"О Ве¬селом Язычке":
"Жил
да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за
домик? Это рот.
Вот
какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал,
его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной
дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы).
Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться
правильно открывать первую дверку. (Улы ба¬ется, показывая верхние и нижние
зубы).
Однажды
захотелось Веселому Язычку посмотреть на сол¬нышко и подышать свежим воздухом.
Сначала открылась пер¬вая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать
то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только
кончик. Показался Язычок и спрятался -холодно на ули¬це, лето прошло.
В домике
у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то,
как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем
сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш
Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы
доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это
небо. Просит погла¬дить небо ЯЗЫКОМ).
3.Упражнения
для развития артикуляционного аппарата.
Открываем
ротик-дом.
Кто
хозяин в доме том?
В нем
хозяин - Язычок.
Он
удобно в доме лёг.
Широко
открывать рот.
В этом
доме две стены.
Это щеки нам видны.
Могут
стены в дом втянуться,
А потом,
как шар, раздуться.
Надувать
и втягивать щеки.
Пол есть
тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта
челюсть нижняя
В домике
подвижная.
Вращать
нижней челюстью.
Потолок
вверху, внутри,
Это
нёбо. Посмотри.
Можно к
нёбу прикасаться,
Постучать
и там остаться.
Широко
открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.
Вход в
дом двери запирают.
Двери
разные бывают.
Двери-зубы.
Осторожно.
Закрываются
надежно.
Широко
улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
Двери-губы
гибкие.
Могут
стать улыбкою.
Могут в
трубочку собраться,
После
снова улыбаться.
Растянуть
губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
Язычок
наш не скучает.
В доме
сказки сочиняет.
Сказки эти
он расскажет.
__________________________________
1.
Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)
2.
Пальчиковая гимнастика «Идёт коза рогатая».
3.
Организационный момент. [Развитие мышления. Обучение отгадывание загадок.]
Логопед.
Сейчас я загадаю загадку о домашних животных. Будет садиться тот, кто отгадает
о ком идёт речь. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?
1-й
ребёнок. Это кошка.
Логопед.
Правильно садись, а как ты догадался?
1-й
ребенок. У кошки мягкие лапки и острые когти.
Логопед.
Слушайте следующую загадку. Нос пятачком, а хвост крючком. Кто это?
2-й
ребёнок. Это свинья. У неё нос похож на пятачок, а хвостик на крючок.
Логопед.
Умница. Садись. Следующая загадка: с хозяином дружит, дом сторожит, живёт под
крылечком, а хвост колечком. Кто это?
3-й
ребёнок. Это собака. Она сторожит дом. У неё хвост колечком.
Логопед.
Верно. Садись. Последняя загадка: стоит гора, спереди – вилы , сзади – метла.
Кто это?
4-й
ребёнок. Это корова. Она большая, хвост у неё как метла.
Логопед.
Молодец садись.
•
Упражнение «Заплетём лошадке гриву» [Развитие тонкой моторики].
•
Упражнение «Исправим ошибки». [Развитие речевого слуха. Уточнение произношения
в звукоподражаниях. Расширение пассивного глагольного словаря ].
Логопед.
А теперь я прочитаю отрывок из уже знакомого вам стихотворения К. Чуковского
«Путаница». А вы внимательно слушайте, потому что потом будите «исправлять
ошибки», которые есть в стихотворении.
Свинки
замяукали:
Мяу,
мяу!
Кошечки
захрюкали:
Хрю,
хрю!
Уточки
заквакали:
Ква,
ква, ква!
Курочки
закрякали:
Кря,
кря, кря!
Воробушек
прискакал
И
коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал
медведь
И давай
реветь:
Ку-ка-ре-ку!
Вы
услышали все «ошибки», которые допустили звери и птицы? Давайте их
исправим.(дети исправляют ошибки).
• Упражнение
«Повтори за мной».[Работа над слоговой структурой слова.]
Логопед.
Вы должны будите повторить за мной и протопать слова. Слушайте первое слово. Ко
– ро – ва.
Дети
проговаривают и потопывают по очереди слова: «ко-ро-ва», «мо-ло-ко»,
«до-ро-га».
Тема:
«Весна».
•
Артикуляционная гимнастика.
•
Пальчиковая гимнастика.
•
Лексико-грамматические игры и упражнения:
•«Почему?»
Составление предложений с союзом потому что.
Почему
снег тает? Почему бегут ручьи? Почему журчат ручьи? Почему набухают почки? Почему
прилетают птицы? Почему появляются насекомые? И т.д.
•«Чего
не бывает весной ?»
Образец
ответа: «Весной не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.)».
Развитие
связной речи.
•Составление
рассказа о весне по вопросам логопеда. Когда наступает весна? Почему наступает
весна? Как наступает весна? И т. д.
•
«Хлопни в ладоши». Логопед произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга,
журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл,
метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
• «Скажи
правильно»:
Распускаются
листочки или цветочки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или
птицы? Трещит лед или ледоход?
______________________________________
Тема.
«Перелётные птицы».
Коррекционно-образовательные
цели:
Расширение
первичных естественнонаучных представлений, закрепление знаний признаков весны,
формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни.
Расширение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова,
туловище, клюв, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить,
согревать, маленький, голый, голодный). Расширение и уточнение пассивного
словаря (работящий, желторотый).
Коррекционно-развивающие
цели:
Развитие
связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого
воображения, артикуляционной, общей и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные
цели:
Формирование
навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Картина «Птицы прилетели», тесты, цветные карандаши, простой карандаш.
Ход занятия
1.
Артикуляционная гимнастика.
2.
Объявление темы занятия.
Логопед.
Сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной,
начнём разговор о перелётных птицах. Но сначала послушайте стихотворение.
На этой
недели грачи прилетели.
Хоть
трудна была дорога,
Старший
грач прикрикнул строго:
«За
работу! Дела много!
Помни
сам, других учи,
Да
по-настоящему:
Наши
чёрные грачи
Птицы
работящие!
3.Беседа
по картине «Птицы прилетели».
Логопед.
О каких птицах я прочла вам стихотворение?
Дети. О
грачах.
Логопед.
Что вы узнали об этих птицах из стихотворения?
Дети.
Грачи черные, они работящие, у них была трудная дорога.
Логопед.
Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнёзда, когда
прилетают из тёплых стран, а потом выкармливают птенцов. А теперь посмотрите на
картину. На ней мы видим перелётных птиц. А вот и грачи. Вдалеке мы видим целую
стаю грачей. Что они делают?
Дети.
Они ходят по огороду, ищут червей.
Логопед.
На дереве мы видим грачей, которые уже построили гнездо из веток и выкармливают
птенцов. Видите, грачи довольно крупные птицы. Их тело покрыто чёрными перьями.
У них сильные крылья. А какие лапы и клюв у них?
Дети.
Клюв и лапы у грачей светлые.
Логопед.
Грачи прилетают из теплых стран ранней весной самыми первыми и сразу начинают
строить гнёзда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите у грачей большое
гнездо, оно построено из крупных веток. А какие птенцы у грачей?
Дети.
Птенцы маленькие, голые.
Логопед.
Ещё их называют желторотыми, потому что у них желтые клювы. Что делают птенцы?
Дети.
Они раскрыли клювики.
Логопед.
И громко кричат. Они просят есть. Папа и мама носят им червячков. На дереве мы
видим не только грачей, но и скворцов. Посмотрите на них. Они такие же большие,
как грачи, или поменьше?
Дети.
Они не большие.
Логопед.
Они серо – коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Они прилетают позже,
чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в
скворечнике. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы несут в
скворечник тоненькие веточки, травинки, перышки. Они сами меньше, чем грачи, и
гнезда у них тоже не большие. Мы видим на картине еще ласточек. Они только что
прилетели с юга. Какие они?
Дети.
Они не большие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Логопед.
Они тоже будут строить гнёзда. Ласточки лепят свои гнёзда из комочков глины.
Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом
выкармливает их мелкими мушками, букашками.
Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам
обратно весной, совершают перелёты поэтому их называют перелётными.
4.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Ласточка,
ласточка, На каждую строку большие пальцы обеих рук
Милая
красавица, касаются дважды каждого пальца,
Ты где
была, начиная с указательного.
Ты с чем
пришла?
- За
морем бывала,
Весну
добывала,
Несу,
несу,
Весну –
красну.
Логопед.
А теперь, превратитесь в ласточек и полетайте по группе. (В течении минуты дети
бегают по группе взмахивая руками как крыльями.)
5.
Работа тестами.
На шесте
дворец,
Во дворе
певец,
А зовут
его скворец
Возьмите
простой карандаш, обведите по точкам скворечник, а потом можете раскрасить
картину.
• Игра
«Кто лишний». (Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.)
Логопед.
Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети.
Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.
Логопед.
Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?
Дети.
Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы
перелётные.
Логопед.
Правильно. Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети.
Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.
• Игра
«Кто как передвигается?»
Логопед.
Давайте поиграем в новую игру. Я буду называть зверя или птицу, а вы будите
показывать, как это животное передвигается: ходит, летает, бегает, ползает,
прыгает. Старайтесь похоже изобразить то животное, которое я назову.
•
Упражнение «Передай мячик».(Совершенствование слоговой структуры слов).
Логопед.
Вы будите передавать мячик друг другу и повторять то, что я скажу. Пока вы
повторяете, сжимайте мячик в ладони.
Грачи
строят гнёзда.
Скворец
кормит птенцов.
Дети,
произносят фразу, все сильнее сжимают мяч в ладони.
________________________________
Развитие
речи. Тема: «Первые весенние цветы».
Коррекционно-образовательные
цели.
Расширение
первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания
примет весны. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние
цветы» (весна, проталинка, подснежник, мать-и-мачеха, цветок, бутон, стебель,
листья, мимоза, первый, белый, жёлтый). Совершенствования грамматического строя
речи (согласованиечислительных с существительными).
Коррекционно-развивающие
цели.
Развитие
связной речи, артикуляционной, общей и тонкой моторики, творческого
воображения.
Коррекционно-воспитательные
цели.
Формирование
навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности
самостоятельности,
ответственности.
Оборудование.
Предметные картинки по теме, живые первоцветы, контейнер
с
карандашами, тесты.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
2.
Упражнение на дыхание стоя. Диафрагмальное дыхание.
3.
Артикуляционная гимнастика (постановка свистящих звуков).
4.
Работа по теме.
Логопед.
Ребята кто знает, как называются вот эти первоцветы?
Дети.
Это подснежники.
Логопед.
Верно. Это настоящие подснежники. Они уже расцвели. Рассмотрите цветки, бутоны,
стебли, листья. Что вы можете сказать о них?
Дети.
Цветки и бутоны красивые, белые. Стебельки тонкие, а листочки длинные.
Логопед.
Это очень нежные цветы. Послушайте стихотворение о подснежнике.
Самый первый, саамы тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
В. Нищев.
Остальные
первоцветы мы с вами рассмотри на картинках. Посмотрите на них. (Ставит
картинки на наборное полотно.) Это крокус и ветреница. У крокуса нежные
сиреневые цветы, он расцветает, когда снег еще не весь растаял, появляется на
проталинке.
Посмотрите! Что за фокус?
Из-под снега вылез крокус.
На ветру озяб слегка,
Но прекрасней нет цветка.
Что вы
можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листочки?
Дети. Он
красивый, нежный. У него длинные листочки.
Логопед.
А вот это ветреница. Скоро она появится в парках.
На снежинки похожи цветочки,
Как снежинки белы и легки,
Как снежинки изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенья подвластны.
Расскажите
об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи? Какие листочки?
Дети. У
него белые цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень красивые листочки.
Логопед.
И подснежник, и ветреница – нежные цветы. А еще они занесены в Красную книгу.
Лучше не рвать их, а любоваться ими, иначе скоро мы сможем увидеть их только на
картинках и фотографиях, потому что они исчезнуть.
Логопед.
Цветы этого растения дарят маме Восьмого марта. Как вы думаете, что это за
растение?
Дети.
Мимоза.
Март. Ещё трещат морозы,
Но весна не за горами
Я пушистую мимозу
Подарил сегодня маме. В. Нищев.
5.
Подвижное упражнение « На лужайке».
На
лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник,
ты – вьюнок.
Становитесь
в наш венок.
1,2,3,4,
раздвигайте круг пошире.
А теперь
мы ручейки, побежим вперегонки.
Прямо к
озеру спешим, станет озеро большим.
Становитесь
в круг опять, будем в солнышко играть.
Мы –
весёлые лучи, мы резвы и горячи.
6.
Работа с тестами.
Логопед.
Что за первоцвет изобразил художник в наших тестах?
Дети.
Это мимоза.
Логопед.
Каким будет стебель и листочки и цветы?
Дети.
Стебель и листочки зелёные, цветы жёлтые.
7. Итог
занятия.
____________
Развитие
речи. Тема: «Цветущие комнатные растения.»
Коррекционно-образовательные
цели:
Закрепить
представления о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за
ними. Уточнить и расширить словарь по теме (растение, стебель, лист, цветок
,корень ит. д.)
Коррекционно-развивающие цели:
Активизация
речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого
слуха, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики
пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные
цели: формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать
любовь к природе.
Материал:
горшки с розаном, фиалкой, бегонией, леечки, опрыскиватели.
Ход
занятия:
1.
Организационный момент.
Логопед
приглашает детей в центр науки и природы, где на столе для экспериментов приготовлены
горшки c цветущими комнатными растениями и все для ухода за ними.
Логопед.
Вы уже хорошо знакомы c комнатными растения¬ми, которые украшают нашу группу.
Расскажите, какие растения
есть y
нас в группе.
Д е т и.
фиалки, кактусы, розан, герань, папоротник, фикус.
Логопед.
Сегодня мы c вами вновь поговорим o комнатных растениях, вспомним o том, как
Нужно ухаживать за ними. Обра¬тите внимание на растения, которые стоят перед
вами. Чем они отличаются от других растений в нашей группе?
Д е т и.
На них есть цветочки.
Логопе
д. Правильно. Это цветущие комнатные растения
2.
Упражнение на дыхание «Ветерок»
3.
Артикуляционная гимнастика.
4.Беседа
о комнатных растениях и уходе за ними.
Логопед
привлекает внимание детей к растениям, стоящим на столе.
Логопед.
Вы узнали эти растения? Покажите и назовите их.
1-й р е
6 е н о к. Это герань.
2-й р е
6 е н о к. Это фиaлки.
з-й р е
6 е н о к. Это розан.
4-й р е
б е н о к. А это бегония.
Логопед.
Правильно. Это цветyщие комнатные растения. Мы c вами две недели наблюдали за
тем, как они зацветают. Рас¬скажите, какие цветы появились на них?
1-й р е
6 е н о к. У герани красивые розовые и красные цветы.
2-й р е
6 е н о к: У фиалок нежные белые и розовые цветы.
3-й р е 6 е н о к. У розана большие красные
цветы.
4-й р е
6 е н о к. А у бегонии маленькие розовые цветочки. Л о г о п е д. Чтoбы
растения так красиво цвели, мы c вами за ними ухаживали. Расскажите, как мы это
делали? Д е т и. Мы их поливали, подкармливaли, опрыскивали, про¬тирали
листочки, смахивали с них пыль кисточкой, рыхлили землю в горшочках. Логопе д.
Почему листья некoтoрыx растений мы протирали влажной салфеткой, a некoторые
обмахивали кисточкой? 1-й р е б е н о к. У розана и бегонии листья гладкие и
блестя¬щие, их можно протирать влажной салфеткой. Л о г о п е д. Покажи, как
это нужно делать, Настя. Девочка берет влажную салфетку и протирает листья
бегонии u розана. 2-й р е б е н о к. А листья фиалки и герани лучше обмакивать
кисточкой, потому что они не гладкие.
Л о г о
п е д. Верно. У этих комнатных растений опyшенные листья. Покажи, как нужно
смахивать с них пыль кисточкой, Ариша.
Девочка
кисточкой смахивает пыль c растений.
Логопе
д. Я вам рассказывaла, что растения c опушенными листьями нельзя опрыскивать, а
вот розан и бегония нуждаются в
этом. Покажи,
как мы опрыскиваем растения, Ванюша. Мальчик берет опрыскиватель u опрыскивает
розан и бегонию.
Л о г о
п е д. Мы с вами говорили о том, что корни растений должны дышать. Что нужно
делать для этого?
4-й р е
б е н о к. Нужно рыхлить землю в горшках острой па¬лочкой.
Л о г о
п е д. Как нужно это делать? Покажи нам, Вадик. Ребенок берет палочку u рыxлит
землю в горшках.
Логопед.
Молодцы. Вы выполнили мои задания. Я вижу, что вы умеете ухаживать за
комнатными растениями. Протрите руки салфетками и давайте пройдем на коврик.
5.
Подвижная игра «На окне в горшочках».
Логопед
предлагает детям образовать круг на ковре u присесть.
На окне
в горшочкax Дети сидят на лицом в круг.
Поднялись
цветочки. Медленно поднимаются.
К солнцу потянулись, Тянутся.
Солнцу улыбнулись.
6.Работа
в тетрадях.
___________________
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 18.11.2020
Дата публикации: 18.11.2020