15.12.2019
Миофункциональными
проблемами, т. е. нарушением функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой
области.
Миофункциональные
нарушения - вызываются нарушением таких функции как дыхание, жевание, глотание
и вредными привычками (долгое сосание пустышки, палец во рту или ручка или
карандаш, закусывание губы, подсасывания щеки и т.д.).
Данная проблема
приобретает глобальные масштабы.
Что касается дыхания.
Основная проблема - ротовое дыхание, т.е ребенок постоянно дышит ртом и днем и
ночью. Казалось бы - ну и что, а все не так просто. Ротовое дыхание приводит:
- к нарушению прикуса, недоразвитию челюстей,
скученности зубов и т.д., При ротовом дыхании миодинамическое равновесие
челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными
рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных
мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в
боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их
прорезывании.
- проблем с аденоидами, поскольку защитные
факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не
срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные
заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается
нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие
свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной
нарушения носового дыхания - они появляются лишь после того, как воздух
перестаёт проходить по носовым ходам. При этом если удалить аденоиды и не
восстановит носовое дыхание, то рецидив не избежать
- нарушение осанки
-общее недоразвитие организма, при дыхании
ртом ребенок поглощает очень маленькое количество кислорода поэтому поступление
в мозг его недостаточно, отсюда рассеянность внимания, гиперактивность и еще
куча всего.
Диагностировать ротовое дыхание может любой
родитель, просто визуально понаблюдав за ребенком, но почему то на эту проблему
врачи, в частности педиатры, ортодонты не обращают внимание, а можно было бы
решить много проблем не только со здоровьем, но и с развитием ребенка.
Про остальные миофункциональные нарушения тоже
можно много говорить. Самое главное все можно исправить до 12 лет, пока не
сформируется окончательно челюстно- лицевой скелет. Коррекцию можно осуществлять
с 3-х лет. Наиболее благоприятное время с 4 до 8 лет.
Различные индивидуальные устройства для
миофункциональной коррекции могут назначаться как стоматологом или ортодонтом,
так и логопедом. Это вестибулярные пластинки различных модификаций, а также
детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка,
что способствует восстановлению миодинамического равновесия в челюстно-лицевой
области. Комплекс упражнений с трейнеров
был разработан Архиповой.
1. Трейнер имеет маркерный язычок, который
стимулирует ребенка поднимать язык вверх и касаться его. Благодаря этому
создаётся база для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечиваются
условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка.
2. Благодаря
конструкции трейнера формируется правильное верхнее положение языка с упором в
переднюю треть твердого неба, при котором обеспечивается поддержка языком свода
верхней челюсти изнутри, нормализуется его форма, ширина и высота.
Дополнительное касание языком выпуклой стороны маркерного язычка
рассматривается как массажное воздействие, нормализующее чувствительность и
тонус мышц языка, что необходимо при коррекции дизартрии.
3. Применение
трейнера у детей с высоким готическим небом способствует нормализации его
конфигурации и высоты, что благоприятствует правильному формированию группы
шипящих звуков.
4. В
последнее время увеличилось количество детей с ЛОР-патологией (аденоидиты, что
приводит к формированию ротового дыхания, в результате чего возникает нарушение
фонематического слуха. Следствием нарушения фонематического слуха являются
такие дефекты, как ФФН, ОНР.
В своей работе применяю на подгрупповых занятиях с
детьми
Результат использования трейнера в группе детей 5-7
лет с ОНР.
1.
Вырабатывается правильное верхнее положение языка в покое и при глотании.
2.
Исключается прокладывание языка между зубными рядами, но при дизартрии
требуется более длительный период применения трейнера .
3.
Подготавливается артикуляционный базис для устранения межзубного и бокового
произношения звуков и оптимизируется логопедическая работа.
4.
Подготавливается артикуляционный базис для устранения других дефектов
звукопроизношения благодаря улучшению кинестетической и кинетической основы
движений органов артикуляции.
5.
Активизация смыкательной функции губ улучшает лабиализацию звуков, что
положительно отражается на фон просодической стороне речи.
6. Улучшается
интонационно-выразительная сторона речи.
7. Улучшается
работоспособность и внимание детей. Это может быть связано с тем, что дети
начинают дышать носом и уменьшаются в связи с этим гипоксические явления.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2019
Дата обновления: 15.12.2019
Дата публикации: 15.12.2019