05.12.2019
Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе
возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы,
другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, к
людям разных возможностей.
В решении задач формирования толерантности особая роль
отведена дошкольному образованию Терпимость, уважение, принятие и правильное
понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском
саду.
По сути, толерантность – это умение держать под
контролем негативные и агрессивные реакции. Человек может чувствовать к кому-то
неприязнь, подчас от него это даже не зависит, но при этом всегда может
оставаться вежливым, корректным, адекватным – словом, он может быть толерантным в любой ситуации.
Задача взрослых — не просто научить толерантному поведению и
выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество
личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо
учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала
необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых,
не обижать его.
Во-вторых,
выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих,
уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но
в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство
справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и
разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается
противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический.
Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий
интересов, желаний и мнений.
Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав
ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию
компромиссных решений.
В-пятых,
нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к
его увлечениям и т. п.
В-шестых,
не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно
владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у
ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как
согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия,
понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье,
зависит, какой здесь вырастет человек.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост –
самому быть толерантным.
Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте
интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет
чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
Воспитание толерантности в
детях в первую очередь
означает обучение умению видеть несправедливость, культивирование желания
противостоять ей, бороться с ее проявлениями. Это включает в себя обучение
умению конструктивно преодолевать
разногласия, искать компромиссы, избегать конфликтных ситуаций.
Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда
принадлежит семье. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка
трудно переоценить. Родители являются
первыми и основными воспитателями детей,
и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое
качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между
родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
Ребенок не просто будет копировать поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает
выводы. Если родители с
презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку
вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т. д., то учить
ребенка толерантности просто бесполезно.