Консультация для родителей «Приучайте ребенка к труду!»
20.03.2025
Любовь и привычка к
труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том,
чтобы он был трудолюбив!
У детей дошкольного
возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда,
которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это
было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к
нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный
результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс
оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Задания должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не
столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.
Взрослый помог малышу, увлекая его своим
примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя,
стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.
Полезно
приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе,
способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии
окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Старайтесь, чтобы ребенок
пытался что-либо смастерить сам. Это легко сделать, привлекая малыша к
изготовлению, допустим, игрушек. В такой работе дети познают свойства различных
материалов, учатся элементарному планированию.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением
нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует
более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и
другого содействует успеху в каждом из них.
Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
Для малыша важнейшее средство
трудового воспитания — игра. Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру
своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые
стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать,
наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать
все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу
лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с
удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать
беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью
взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах
раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать
что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки,
родителей.
Ко дню рождения мамы пусть
вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к
папиному дню рождения вместе с мамой — закладку для книг или еще что-нибудь. Из
картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но
обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим,
почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим
надо помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности
ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и
выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и
точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить.
Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки,
платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если
дома есть какая-нибудь птица, зверек,— не только дать им корм, но и почистить
клетку.
Следует научить дошкольника
пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен
уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что
впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!
Дети склонны к подражанию, они
питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером
трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость,
необходимость, красоту.