21.12.2024
Дети имеют
огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного
развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не
умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же
у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы
ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с
родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И
совместное чтение дает такую возможность.
Значение
книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять
представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его
окружает.
Именно
родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его
предпочтений и читательских вкусов.
Читать
нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда
систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать
структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет.
У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится
правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается
воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень
важное качество.
Опыт
показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки,
став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык,
развивает фантазию.
Считается,
что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения
вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают
от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не
отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Аспекты
развития ребенка затрагивающиеся в процессе совместного чтения?
Удовлетворение
потребности в безопасности
Когда
ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к
нему) во время чтения книги, у него создае, и с удовольствием их поддерживают.
В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно
чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать
за ребенком, и найтся ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается
единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное
влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Чувство
ценности и значимости своего «Я» и своих интересов
Когда
родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для
него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется
представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны
(так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование
ценностей
Книга
влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг
совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с
миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают
герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и
предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть
отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Отреагирование
значимых переживаний
Книга
– это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или
пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной
ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы,
преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым
освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно
поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу
целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает
то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Обучение
новым или необходимым моделям поведения
Через
книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как
добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в
различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если
чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что
понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь
ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как
правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует
гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку
можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий
уровень насилия и семейной дисгармонии.
Как
правильно читать детям.
Дети
в возрасте пяти лет любят семейные традициидите время тогда, когда малыш
спокоен и готов принимать от вас информацию в видеам не стоит читать слишком
долго, а также полезно будет поделать
упражнения для развития внимания.
Нужно помнить о
том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое
внимание уделяйте конкретны прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия
припадают на вечерние или послеобеденные часы.
Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном
достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это
не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вм
вещам (природа, персонажи). Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением
фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ,
сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память,
риторику.