22.11.2024
Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых. О том, как развивается речь ребенка, что необходимо делать родителям, мы с вами и поговорим.
С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т. е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связной речью. Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей- родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.
Когда же необходимо разговаривать с ребенком? С самых первых дней его жизни. Очень важным является умение взрослых вызвать у ребенка желание говорить. Задача взрослых поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удается пробудить у малыша интерес к речи, то затормозится его речевое, а также умственное развитие.
Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог(поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребенку. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет или действие. Если ребенок сам чем-то заинтересовался- назвать несколько раз то, что он видит. Только так можно закрепить связь между названием предмета( словом) и самим предметом. Когда ребенок самостоятельно произносит новое слово или предложение, надо повторить им сказанное, приласкать, похвалить, малыш охотнее будет разговаривать.
Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом взрослый должен несколько раз произнести верно. При этом не следует забывать о речевых возможностях ребенка. Если ему еще не по силам правильное произношение, не следует его и добиваться. Но слышать от взрослых он должен абсолютно чистое произношение. Бывает, что требовательность родителей к ребенку проявляется в недопустимых формах: в нетерпеливом, раздраженном тоне, окрике, угрозе, даже в наказании, иногда в насмешке, передразнивании. Вредно и назойливое, хотя бы и в ласковом тоне, чуть ли не в каждом слове исправление неправильного произношения. Это мешает малышу выразить свои мысли, чувства, раздражает и обижает его.
Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, подлаживаясь под детскую речь («Ты мой холесенький»). Это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенства их речи. Как только вы убедитесь, что ребенок может говорить правильно- не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова.
Побуждая ребенка к речи, нужно постоянно задавать ему вопросы. Здесь большие возможности для обогащения словаря детей. Вопросы следует формулировать четко, понятно. Они должны относится к действиям, совершаемым ребенком, взрослыми, к предметам, окружающим малыша, к игрушкам. Очень важно побуждать ребенка задавать вопросы. Отвечать малышу нужно всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и подробно объяснять ему все непонятное.
Необходимо разучивать с ребенком небольшие стихотворения, рассказывать или читать ему сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом развивается и речь, и память ребенка. Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребенка, помогать ему при этом вопросами или подсказкой.
Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти- важное условие формирования правильной речи. Можно предложить ребенку закрыть глаза, послушать и угадать, о чем «говорит комната», «что слышно с улицы, со двора»… Ребенок услышит, как тикают часы, мурлыкает кошка, шумят машины. Полезно приучать малыша слушать в лесу, в парке, в саду шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел. Хорошо при этом пояснять ребенку, что это за звуки, попросить воспроизвести их. Дети, как правило, поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки. Игры такого рода обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Вероятно многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом оказывается в курсе происходящего в это время разговора взрослых. И как только малыш подрастает и начинает свободно говорить, родители «вдруг» замечают, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее правильность, внятность, но и на тон, тембр голоса, выбор слов и выражений.
Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Часто такое нарушение темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно, даже в пределах одной фразы. Нарушение темпа речи и заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезвычайно быстро или слишком медленно, или заикаются.
Речь же самих взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.
В настоящее время родители загружены на работе, заняты ежедневными домашними делами. Поэтому рекомендуем с детьми «играть на кухне». Например, игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
«Давайте искать на кухне слова». Какие слова можна вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
«Приготовим сок». «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. п.»
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить ( с вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина ( без вашей помощи).
Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки ( в целях безопасности). Но дома вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный картон.
«По дороге из детского сада ( в детский сад).
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку- она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). посмотри вокруг в волшебные очки, какого у тебя цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепугались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребенка.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона какает, а воробей…(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло и все надели пальто и т. п.» Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях- ответах.
Если ребенок будет слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.