10.10.2024
До 3-4 летнего возраста детей привлекает лишь движение
на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до 7 лет
преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят
быть на них похожими.
После 7 лет они становятся способны соотносить
телевизионные образы и сюжеты с реальностью. Дети должны смотреть только
качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их
возрасту.
Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные
для развития ребенка, есть по – настоящему вредные, а есть нейтральные –
бесполезные, но и не приносящие вреда. С самого начала родителям следует
договориться с ребенком о том, какие передачи и сколько раз в неделю он будет
смотреть. Сосредоточьте внимание не на времени просмотра, а на содержании
передач. Это поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным
зрителем. Что делать, чтобы ребенок соблюдал правила просмотра? Невозможно
постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают.
Разумный выход – приучать их к определенным правилам как можно раньше, пока
ребенок еще маленький, тогда не придется, потом применять «санкции».
Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по
которым вы ограничиваете время просмотра. Дети любят смотреть рекламу: им
нравятся ее ритм, музыка, движение. С 3–4 лет они легко распознают мелодии
клипов и логотипы товаров. И только лет с 7 – 8 они способны понимать особые
задачи и механизмы воздействия рекламных роликов. Важно, чтобы родители
объясняли ребенку, что такое реклама. 7 – летние и даже 5 – летние уже вполне
способны понять, что вещь не становиться лучше от того, что ее показали по
телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги и
теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в
простой и понятной форме преподать ребенку первые познания из области
экономики.
Мальчики и девочки 4 – 10 лет смотрят телевизор в
среднем около 2,5 часа в день; 11 – 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4
часа в день.
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных
передач?
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа –
калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок
тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен
полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах,
политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не
просто усталость, а перевозбуждение.
2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор
для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он
рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и
отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается –
чем не настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в участника
семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли
телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки
и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В
этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и
телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде
развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать,
при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова,
слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для
общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни
занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто
выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с
телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете
повлиять.
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при
самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Их
воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает
вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным
ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и
межличностные связи вообще.