14.04.2024
Часто родители считают, что ребенка не
стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Мнение
это ошибочно. Не случайно Д.Д.Шостакович говорил, что любителями не рождаются,
а становятся. Поэтому каждого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый
опыт такой деятельности ребенок получает в семье.
Конечно, нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности на
развитие его музыкальности. Вместе с тем наблюдения за музыкальным развитием
детей убеждает в том, что необходимым условием такого развития на раннем
возрастном этапе является совместное восприятие музыки. Ведь нередко мы
наблюдаем, как дошкольник требует от мамы участия в пляске или песне. К
сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми, ссылаясь на свою
занятость. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на
котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить
контакт между взрослым и малышом.
В
какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно – и в пении
ребенка для вас, и в совместном слушании музыки. Впроцессе совместного
восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со
взрослыми; возникает потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного.
И это очень важно для установления духовного контакта.
Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала
самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, что подобрали для
малыша. Учитывая, что музыка передает настроение и мысли композитора, лучше
выбрать небольшое произведение с ясной мелодией. С интересом дети слушают
оркестровую музыку. После прослушивания необходимо побеседовать с малышом.
Главное, чтобы предложенное произведение нашло у ребенка эмоциональный отклик.
Известный ученый в области музыкального воспитания дошкольников
Н.А.Ветлугина считает, что эмоциональное сопереживание благотворно влияет на
музыкальное развитие ребенка.
Какие же произведения
доступны восприятию малышей? Маленькие дети охотно слушают народные мелодии,
музыку плясового и маршевого характера, любят колыбельные.
Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые разнообразные
способы. Большинство родителей считают лучшим из них обучение в музыкальной
школе или студии. В какой-то мере они правы. Но это не единственный путь
приобщения ребенка к музыке. По мнению специалистов, чем раньше музыка войдет в
жизнь ребенка, тем большее влияние она окажет на становление его
художественных, духовных качеств.
На первых этапах малышу нужен помощник. Замечательно, если таким
помощником становится мама, папа или бабушка с дедушкой. Они садятся
рядом и вместе с ребенком погружаются в мир музыки. В противном случае
ребенок не может даже сосредоточиться на звуках. Если же музыку слушает вместе
со взрослыми, то им он выражает свои эмоции: радуется, всплескивает руками. И
следующее «музыкальное занятие» малыш уже ждет с нетерпением.
Кто же
поможет родителям в выборе музыкальных произведений для слушания в соответствии
с возрастом и индивидуальными особенностями? Прочтите следующие книги:
«Про
трех китов и про многое другое» и
«Как
рассказывать о музыке» Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Есть и
некоторые общие принципы в системе подбора произведений . О них
необходимо помнить: музыка должна быть доступной пониманию ребенка,
постепенно должна усложняться по своему содержанию. Быть приятной, красивой и
полезной. Время слушания необходимо ограничивать.
Итак, несколько рекомендаций, основанных на научных
достижениях системы музыкального воспитания.
- Не стремитесь
организовать сразу большую фонотеку.
Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз
одни и те же полюбившиеся им произведения.
- Выделите один
постоянный день в неделю, который вы будете посвящать музыке. Попробуйте
организовать музыкальный вечер, пригласите еще малышей. Оформление вечера
и условия его организации продумайте заранее. Подготовьтесь, используя
выдумку и творческую активность всех членов семьи.
- Музыкальные отрывки,
предназначенные для прослушивания, должны быть различны по характеру, по
настроению.
- Нельзя принуждать
ребенка слушать музыку «навытяжку». Это для него противоестественно. Пусть
он сидит свободно, а при желании двигается.
- О музыке надо
обязательно беседовать. Пусть ребенок расскажет о характере, о настроении.
Спросите его, что можно делать под ту или иную музыку – шагать ли,
танцевать или петь.
- Стремитесь
всячески поощрять и активизировать фантазию ребенка при восприятии музыки.
Следует всегда помнить, что
жизнь ребенка, не любящего музыку, гораздо беднее, чем духовный мир его
сверстника, понимающего и знающего ее…