«Научите ребенка слушать музыку»

14.04.2024

Часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Мнение это ошибочно. Не случайно Д.Д.Шостакович говорил, что любителями не рождаются, а становятся. Поэтому каждого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый опыт такой деятельности ребенок получает в семье.

          Конечно, нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности на развитие его музыкальности. Вместе с тем наблюдения за музыкальным развитием детей убеждает в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. Ведь нередко мы наблюдаем, как дошкольник требует от мамы участия в пляске или песне. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми, ссылаясь на свою занятость. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и малышом.

           В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно – и в пении ребенка для вас, и в совместном слушании музыки. Впроцессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми; возникает потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного. И это очень важно для установления духовного контакта.

            Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, что подобрали для малыша. Учитывая, что музыка передает настроение и мысли композитора, лучше выбрать небольшое произведение с ясной мелодией. С интересом дети слушают оркестровую музыку. После прослушивания необходимо побеседовать с малышом. Главное, чтобы предложенное произведение нашло у ребенка эмоциональный отклик.

             Известный ученый в области музыкального воспитания дошкольников Н.А.Ветлугина считает, что эмоциональное сопереживание благотворно влияет на музыкальное развитие ребенка.

   Какие же произведения доступны восприятию малышей? Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового и маршевого характера, любят колыбельные.

             Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые разнообразные способы. Большинство родителей считают лучшим из них обучение в музыкальной школе или студии. В какой-то мере они правы. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. По мнению специалистов, чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем большее влияние она окажет на становление его художественных, духовных качеств.

           На первых этапах малышу нужен помощник. Замечательно, если таким помощником становится мама, папа или бабушка с дедушкой.  Они садятся рядом и вместе с ребенком погружаются  в мир музыки. В противном случае ребенок не может даже сосредоточиться на звуках. Если же музыку слушает вместе со взрослыми, то им он выражает свои эмоции: радуется, всплескивает руками. И следующее «музыкальное занятие» малыш уже ждет с нетерпением.Хочу такой сайт

         Кто же поможет родителям в выборе музыкальных произведений для слушания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями? Прочтите следующие книги:

        «Про трех китов и про многое другое» и

        «Как рассказывать о музыке» Дмитрия Борисовича Кабалевского.

          Есть и некоторые общие принципы в системе подбора произведений . О них  необходимо помнить: музыка должна быть доступной пониманию ребенка, постепенно должна усложняться по своему содержанию. Быть приятной, красивой и полезной. Время слушания необходимо ограничивать.

           Итак, несколько рекомендаций, основанных на научных достижениях системы музыкального воспитания.

  1.        Не стремитесь организовать сразу большую фонотеку.

Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

  1.         Выделите один постоянный день в неделю, который вы будете посвящать музыке. Попробуйте организовать музыкальный вечер, пригласите еще малышей. Оформление вечера и условия его организации продумайте заранее. Подготовьтесь, используя выдумку и творческую активность всех членов семьи.
  2.         Музыкальные отрывки, предназначенные для прослушивания, должны быть различны по характеру, по настроению.
  3.         Нельзя принуждать ребенка слушать музыку «навытяжку». Это для него противоестественно. Пусть он сидит свободно, а при желании двигается.
  4.          О музыке надо обязательно беседовать. Пусть ребенок расскажет о характере, о настроении. Спросите его, что можно делать под ту или иную музыку – шагать ли, танцевать или петь.
  5.          Стремитесь всячески поощрять и активизировать фантазию ребенка при восприятии музыки.

             Следует всегда помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку,  гораздо беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего и знающего ее…

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».