19.03.2024
Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально- эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.
Музыкальной деятельности придается особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду, так как её роль заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.
Кроме того, специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки. Повторение знакомых игр детям не надоедает, чем свободнее они выполняют какое-либо действие, тем больше радости им это доставляет.
Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
Основная цель непосредственно моих музыкальных занятий - помочь особенным деткам как можно раньше войти в мир музыки, чтобы стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем. Исходя из выше сказанного, для достижения этой цели в своей работе в качестве музыкального руководителя в процессе планирования, подготовки и проведения музыкальных занятий мною решаются как общие, так и коррекционные задачи :
- оздоровление психики;
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера,
- предоставление возможности каждому ребенку ощутить свой успех в гармоничном развитии музыкальных способностей или самореализоваться в каком-либо виде деятельности;
- нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
- тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;
-развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
- обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям и используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у воспитанников, включается различный наглядно-дидактический материал.
Для более детального рассмотрения специфики данной темы предлагается остановиться на следующий аспектах
1. Рассмотреть основные понятия введения в теорию и методику муз. воспитания детей с ОВЗ
2. Изучить музыкальное занятие как основную форму музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии;
3. Выявить трудности положительной динамики развития детей с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.
Хочу подчеркнуть, что работа над данной темой является стимулом в выборе правильного направления дальнейшей практики музыкального руководителя МДОУ и повысит квалификацию как специалиста в работе с детьми с ОВЗ.