30.10.2022
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому пожарно-профилактическая работа с
детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме.
Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать.
И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся
явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок
встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул
зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо
полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг
ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить
своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и
игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается
всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню,
становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его
с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к
горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об
опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в
обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком
на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия
взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка,
кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного
режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам,
электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички,
свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в
такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так,
чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно
скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на
недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними
различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло:
дети привыкают к спичкам, просят их,
специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов,
интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих
действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время,
когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом
присутствии взрослых.
Учитывая естественную тягу детей к огню,
следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими
огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае
простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта,
поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и,
тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети
начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и
открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх
огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без
разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом
совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание
детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
- Напуганный ребенок закрывает глаза или
прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется
инстинкт самосохранения.
- Ребенок может кричать от страха,
но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет
просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет
его поиск и повышает риск гибели.
- Дети часто боятся пожарных в больших
ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и
от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его
ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают
при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара
нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и
других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом
поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные
истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и
пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша
тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в
помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства,
помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он
видит пламя, то нужно:
- звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в
его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть
номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
- в случае небольшого возгорания на улице,
если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или
огнетушители;
- не тушить огонь в квартире
самостоятельно;
- выходить из горящей квартиры через дверь
или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
- ни в коем случае не пользоваться лифтом,
а спускаться по лестнице;
- если квартира заперта, прятаться от огня
в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде
рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и
поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с
детьми, для профилактики пожарной безопасности.