13.10.2022
Огонь на протяжении многих лет угрожает людям, почти
столько же люди пытаются найти от него защиту. Чаще всего пожары возникают по вине людей.
Это крайне часто можно наблюдать с экранов телевизора. Горят и жилые помещения,
постройки, а также леса.
Значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине
человека, часто из-за шалости детей с огнем, потому что, дети не имеют
достаточных знаний об огне и его опасности для человека.
Пожары часто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего
любопытства, желания постоянно открывать что-то новое, своей детской
непосредственности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия
защиты своего ребёнка, забота о сохранности детской жизни.
В младшем возрасте ребенок не в состоянии
потушить пожар и следовать
правилам, которые существуют для взрослых.
До 6 лет дети должны знать и соблюдать всего 3 пункта:
1. Не трогать пожароопасные предметы.
2. При пожаре как
можно скорее уведомить родителей, соседей, воспитателя.
3. Оставаться в поле зрения взрослых, слушаться их во
всем и стараться вести себя спокойно.
Первые знания по пожарной безопасности дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно». В
саду они углубляют эти познания.
Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с
3 лет. В этом возрасте проводим серию ознакомительных занятий, которые помогают
усвоить, что опасно, а что нет. Показываем малышам презентации, например, «Это
спичка-невеличка…», смотрим мультфильмы «Кошкин
дом», «Дядя Степа
–милиционер». Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и
пословиц: К. И. Чуковский «Путаница»,
С. Я. Маршак «Рассказ о
неизвестном герое», «Пожар», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки». Рассматривание иллюстраций книг, картинок
из серии «Профессии». Дети учатся
распознавать пожароопасные
предметы и правильно с ними обращаться, играя в дидактические игры
предметами и карточками, настольные и словесные игры с загадками.
Например, нужно накрыть карточку с огнем картинкой с водой или продолжить
фразу: «Дым увидел – не зевай и пожарных… (вызывай).
«Печку ручкой ты не тронь, если в ней горит… (огонь)», «Огонь добрый или злой». Позже,
начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий:
«зажженная спичка может привести к пожару
в доме, непотушенный костер – сжечь лес».
В детском саду, для поддержания и создания интереса
к пожарной безопасности у детей,
для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении и применении знаний, мы
также используем один из эффективных методов –сюжетно-ролевую игру. Через игру
дети учатся понимать, какие предметы могут загореться и что нужно делать в
опасной для жизни ситуации. В группе изготовлены атрибуты для с/ролевых
игр «Мы пожарные», «Команда на вызов», подвижные
игры «Отважные пожарные», «Команда на вызов», «Кто быстрее преодолеет препятствие и
спасет игрушку». Дети охотно играют роль пожарного, водителя пожарной
машины, спасателя.
Перед родителями и воспитателями стоит задача не
только всячески оберегать ребёнка от возможных опасностей, но и создавать у
него представление об экстремальных ситуациях, навыки правильного поведения в них, учить самостоятельно
соблюдать меры предосторожности. Вот почему занятия по пожарной безопасности являются
актуальной и необходимой частью педагогического процесса, начиная с младшего
возраста.