10.02.2021
Консультация для родителей «Пойте вместе с детьми» Малыши – музыкальный
народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и
прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и
нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как
слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно
в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру
надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон
либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
1. Петь громко – не значит петь хорошо.
Тут несколько слов об
особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий.
Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются
к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12
лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок,
которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому
маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую
погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем
петь всю жизнь.
2. При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
Очень хорошо, когда в
семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для
приобщения к музыке писал С.В.Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы
собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные
минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
В интересах ребенка пойте детские песенки,
известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в
этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
3. Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.
Это очень важно,
поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых
может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя
поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении
голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального
инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
4. Используйте куклы и рисунки.
Малыши мыслят
конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут
помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню
«Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу-зайку и
сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется
так же медленно, как и музыка, а во время припева – прыгает.
Можно использовать при
разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю
песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний
пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных.
Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ
песни.
Приобщению детей к пению
также помогают игры.
Игра «Кто первый
запоет?».
В эту игру хорошо играть
вдвоем с братом, сестрой или другим ребенком, пришедшим к вам в гости.
Взрослый начинает напевать без слов мелодию известной детям песни. Кто первый
узнает песню, получает очко. Игра может идти до 3 – 5 или более очков.
Можно
играть в эту игру, если у ребенка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме
«Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пять, шести или более
нотам.
Игра «Угадай песню по ритму»
Другой вариант
угадывания песни – по ритму.
Взрослый прохлопывает
ритм хорошо известной ребенку песни. Ребенок должен отгадать ее. Потом просит
ребенка сделать то же самое.
Такие игры развивают у детей чувство
ритма.
Несомненно, что пение
внесет в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение.
Кроме того, наблюдая, как дети поют, вы узнаете о них много нового, чего раньше
не знали.