05.10.2021
25.01.2021
Актуальность.
Загадки – это особый, веселый, интересный и
загадочный мир. В древности
загадки являлись средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания
тайны слов. В древнерусском языке слово «гадать» означало – «думать,
размышлять».
Почему же дети так любят загадки? Да потому, что они
отражают детский опыт познания действительности. Загадка – это ожидание
сюрприза. Это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и
ожидания награды.
Психологами доказано, что знания,
усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся
полезными – это «мертвый груз». Поэтому загадки не случайно стали
использоваться нами при коррекции такого сложного системного нарушения, как
общее недоразвитие речи, практический опыт коррекционной работы с которым у нас
имеется достаточно большой.
Дети, имеющие нарушение речи, часто
сталкиваются с такими проблемами как неусидчивость, быстрая утомляемость и
истощаемость, снижение интереса. В результате – плохое усвоение учебного
материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования детской
активности.
Цель
проекта:
-расширить
кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы,
- стимулировать
процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления через разгадывание загадок.
- развитие у детей сообразительности,
логического вербального мышления (сравнивать, обобщать, самостоятельно делать
выводы, умозаключения), памяти.
-
совершенствование речевого развития: актуализация лексического материала из
долговременной памяти.
Задачи:
- подобрать и изучить загадки для детей;
- подобрать картинный материал;
- разработать и внедрить программу
мероприятий, направленных на разгадывание загадок детьми, способствующих
развитию психических процессов и коммуникативных навыков;
- активизировать
родителей к совместной продуктивной деятельности;
- организовать выставку
работ.
Предметом проекта является:
развитие познавательной активности и коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста
с проблемами в речевом развитии.
Гипотеза. В результате длительных
размышлений мы поставили перед собой несколько вопросов: как помочь ребенку с
проблемой в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью, каких
средств зажечь интерес в его глазах, помочь ребенку обучаться радостно, светло,
без принуждения? В итоге мы решили включать в коррекционный процесс загадки
различного типа. Они не только помогли нам изучать и учитывать психофизические
особенности детей с речевыми нарушениями, но и позволили сделать занятия
интересными по содержанию и занимательными, эмоциональными по форме проведения,
что способствовало повышению результативности коррекционной работы.
Участники проекта: дети подготовительных групп, занимающиеся на логопункте, учитель-логопед,
родители.
Продолжительность проекта – краткосрочный.
Срок
реализации: ноябрь - декабрь
Совместная деятельность педагога с детьми.
1.
Использование
различных видов загадок (описательные,
сравнения, фонетические, грамматические, «загадки – добавлялки» и т.д.) на
занятии.
2.
Составление
описательных загадок по плану.
Совместная деятельность родителей с
детьми.
1.
Составление
описательных загадок по плану.
2.
Изготовление
рисунков – отгадок.
Взаимодействие с родителями.
Подготовка наглядной информации и её
размещение на сайте.
Итоги
проекта:
Проведение викторины «Загадки» для
детей старшего дошкольного возраста.
Запись видеоролика для родителей и размещение на сайте. Выставка рисунков
«Загадки и отгадки».
Результат
проектной деятельности:
У детей сформировались познавательные
навыки и умения, возник интерес к творческо – речевой деятельности, повысилась
уверенность в своих силах, гордость, как за собственный результат, так и за
результат других участников проекта, обогатился словарный запас. Повысилась
родительская компетентность в познавательной области.
Такие игры с загадками
помогли превратить обучение в занимательную игру, которая приносит много
радости и ребенку, и педагогу. В результате приводит к успеху в достижении
поставленных задач.
Использованная литература:
«1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок» /
В.Иванкова. – М.: ООО «Аквариум – Принт», 2007. – 256с.
Волина В. «Учимся играя». –М.: Новая школа, 1994. – 448с.
Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль: ООО
«Академия развития»,1996. – 240с.