29.04.2020
Музыкотерапия -
одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного
учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в
процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации
под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную
(прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки
специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной
музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей,
снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,
восстанавливает спокойное дыхание.
В помещении для проведения
музыкальной терапии должна быть максимально удобная и комфортная обстановка
(мягкие стулья, кресла или коврики), а освещение - искусственным, чтобы
добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить
эмоциональное действие сеанса.
Так же следует помнить, что
коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не
раннее чем через 2 часа после еды.
Перед принятием сеанса
музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться - это
поможет им принять в полной мере
действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка -
успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.
Лечение музыкой должно быть
достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.
Силу и громкость музыки нужно
осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для
успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и
потрясает нервную систему
После прослушивания лечебной
музыки нужно отдохнуть некоторое время.
Игры и упражнения для
совместной деятельности с детьми.
Музыкотерапия «Морское путешествие»
1. Переживание своего эмоционального
состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны
швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)
2. Формирования состояния покоя,
защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко
скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)
3. Становление конечного
эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно
встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»)
Музыкотерапия «Уходи, злость, уходи»
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними
подушки. Закрыв глаза, они начинают бить
руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи! » (Чайковский «Баба
Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого
ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая
спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа-мажор») .
Музыкотерапия «Зимняя сказка»
1. Переживание своего эмоционального
состояния: «Наступила зима. На улице
трескучий мороз. (Шуман «Дед Мороз»)
2. Формирования состояния покоя,
защищенности: «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете
фонаря. » (Дебюсси «Танец снежинок»)
3. Становление конечного эмоционального
состояния: «Закружила метель в нежном вальсе». (Свиридов Вальс «Метель»)
Психогимнастика и музыкотерапия (направленные на расслабление,
снятие напряжения)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают,
разводят руки в стороны, надувают щеки и течение 10 секунд удерживают заданную
позу.
Взрослый говорит: «А теперь
выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять».
Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и
ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).
Музыкотерапия
для детей в течение дня.
Музыка для
встречи детей и их свободной деятельности.
1. «Утро» (музыка
Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. Музыкальные
композиции (оркестр Поля Мориа)
3. Обработки для
русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
4. Сен-Санс «Карнавал
животных» (симфонический оркестр)
5.И.С.Бах.
"Прелюдия до мажор".
6.И.С.Бах.
"Шутка".
7.И.Брамс.
"Вальс".
8.А.Вивальди
"Времена года"
9.Й.Гайдн.
"Серенада"
10..Д.Кабалевский
"Клоуны"
11.Д.Кабалевский "Петя
и волк"
12.В.А.Моцарт
"Маленькая ночная серенада"
13.В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
14..И.Штраус
"Полька "Трик-трак"
Детские
песни:
1. "Антошка"
В.Шаинский
2. "Бу-ра-ти-но"
Ю.Энтин
4. "Веселые
путешественники" М.Старокадомский
5. "Все мы делим
пополам" В.Шаинский
6. "Да здравствует
сюрприз" Ю.Энтин
7. "Если добрый
ты" Б.Савельев
8. "Лучики надежды и
добра" Е.Войтенко
9. "Настоящий
друг" Б.Савельев
10."Песенка о
волшебниках" Г.Гладков
1. «Времена года» П. И. Чайковского.
2. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
3. Бах – Гуно «Аве Мария».
Музыка для
пробуждения после дневного сна.
1. Л.Боккерини
"Менуэт"
2. Э.Григ "Утро"
3. А.Дворжак
"Славянский танец"
4. Ф.Мендельсон "Песня
без слов"
5. В.Моцарт
"Сонаты"
6. М.Мусоргский "Балет
невылупившихся птенцов"
7. М.Мусоргский
"Рассвет на Москва-реке"
8. К.Сен-Санс
"Аквариум"
Музыка для вечернего времени и релаксации.
1. Мендельсон «Концерт для скрипки
с оркестром».
2. Бах «Органные произведения».
3. Вивальди «Времена года».
4. «Голоса природы».
5.Т.Альбиони
"Адажио"
6.И.С.Бах "Ария из
сюиты №3"
7.Л.Бетховен
"Лунная соната"
8.К.Глюк
"Мелодия"
9.Э.Григ "Песня
Сольвейг"
К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
11. Н.Римский-Корсаков
"Море"
12.Г.Свиридов
"Романс"
13. К.Сен-Санс
"Лебедь"
Продолжительность прослушивания
- 10 минут одновременно
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.04.2020
Дата обновления: 29.04.2020
Дата публикации: 29.04.2020