Подписано цифровой подписью: Заведующий
МАДОУ-детский сад № 197 О.Г. Маркова
DN: cn=Заведующий МАДОУ-детский сад № 197 О.Г.
Маркова, o, ou, email=mdou197@eduekb.ru, c=RU
Дата: 2025.03.12 11:46:18 +05'00'
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 « КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………...................3
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………4
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………. .4
1.4 .СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (КАЛЕНДАРНЫЙ, УЧЕБНЫЙ ПЛАН,
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)………………………………………………………….5
РАЗДЕЛ 2 «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»
2.1.УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
(МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ)……………………………………………………………………………….25
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ………………………………………………...26
2.4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….27
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы
Основание для
разработки
Автор-составитель
Организация
исполнитель
Использование при
реализации
образовательной
программы
электронного обучения
и дистанционных
образовательных
технологий
Описание
образовательной
программы
Информация об учебном
плане
Аннотации к рабочим
программам дисциплин
(по каждому учебному
предмету, курсу,
дисциплине (модулю),
практики, в составе
образовательной
программы)
Дополнительная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Соляная пещера » для детей 3- 8 лет.
ФЗ №273 «Об образовании в РФ»
Конвенция о правах ребенка
Проблема сохранения здоровья детей существовала всегда, подходы
разнообразны и по - своему эффективны. Однако, высокая
эффективность галотерапии для профилактики ряда заболеваний у
детей была неоднократно доказана, а потому рекомендована к
широкому применению не только в поликлиниках, санаториях,
профилакториях и больницах, но и в детских учреждениях. К ним в
первую очередь относятся детские сады. Учитывая продолжительность
холодного сезона очевидна потребность в наличии соляных комнат.
Ежедневные процедуры галотерапии укрепляют иммунитет, оказывают
противовоспалительное, саногенное действие, ликвидируют
последствия приема
антибиотиков, заболеваний органов дыхания, заболеванийсуставов, да
и просто общее самочувствие улучшает.
Яковлева А.А. – инструктор по физической культуре Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детскогосада
комбинированного вида № 197
Муниципальное
автономное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 197
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных
программ используются различные образовательные технологии
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Соляная пещера» направлена на удовлетворение
индивидуальных потребностей воспитанников в формировании
культуры здорового образа жизни в том числе и интеллектуальном
развитии.
В учебном плане указывается общий объем программы, распределение
академических часов, отведенных на освоение программы по годам
обучения и дисциплинам (курсам ,модулям, практикам) в зависимости от
уровня сложности, указывается их трудоемкость через объем
теоретических и практических занятий .
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через
комплекс игровых и познавательных занятий в соляной комнате. Задачи
программы: 1.Развитие сенсорного восприятия; 2. Развитие
речи; 3.Развитие высших психических функций (памяти, мышления,
воображения); 4. Развитие эмоционального контакта. Программа
разработана на основе методического пособия А.В. Червинской «Роль
гало терапии в программах укрепления здоровья детей»
и А.Г.Арушановой «Развитие коммуникативных способностей
дошкольников». Все занятия носят игровой и познавательный характер с
применением игрового оборудования и средств ИКТ.
Информация о
календарном учебном
графике
Информация о
методических и иных
документах,
разработанных
учреждением для
обеспечения
образовательного
процесса
Тип программы
Сроки реализации
Цель
Задачи
Источники
финансирования
В календарном учебном графике отражены: регламентирование
образовательного процесса при реализации дополнительной
общеразвивающей программы, количество возрастных групп, начало и
окончание учебного года, продолжительность учебного года,
продолжительность организованной образовательной деятельности,
недельная образовательная нагрузка ,занятий, объем недельной
образовательной нагрузки, сроки проведения мониторинга
,продолжительность каникул, сроки летней оздоровительной работы.
Учебный план
Календарный учебный график
Расписание занятий
Оздоровительная направленность
Ежегодно
Сохранение и укрепление здоровья детей через комплекс игровых и
познавательных занятий в соляной комнате.
1.Развитие сенсорного восприятия;
2. Развитие речи;
3.Развитие высших психических функций (памяти, мышления,
воображения);
4. Развитие эмоционального контакта
Внебюджетные средства МАДОУ детский сад комбинированного
вида № 197
РАЗДЕЛ 1 « КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1. Пояснительная записка
Согласно данным Минздрава и Росстата, в России на каждые 100 тысяч детей приходится
свыше 119 тысяч болезней органов дыхания. Это означает, что фактически каждый ребёнок имеет
проблемы с лёгкими в той или иной форме. Кроме того, в общем списке болезней у детей заболевания
органов дыхания занимают первое место с большим отрывом от других. Затем идут кожные
заболевания. А по статистике по заболеваниям ОРЗ и ОРВИ, и гриппу в мире ежегодно болеет каждый
второй ребёнок.
Изначально лечение детей уникальным соляным микроклиматом было возможно лишь в
Солотвино и других природных соляных пещерах, но даже в советское время было нерентабельно
перевозить пациентов так далеко. Поэтому огромным шагом в процессе оздоровления нации стало
создание первой в истории гало камеры в 1985году, которая моделировала климатические условия
соляных копей.
Впоследствии, высокая эффективность соляной комнаты при лечении и профилактики ряда
заболеваний у детей была доказана, а потому рекомендована к широкому применению не только в
поликлиниках, санаториях, профилакториях и больницах, но и в детских учреждениях.
Курс в соляной комнате даёт эффект на 2–3года, поэтому в дальнейшем его использовать
можно для профилактики. Среди профилактических мероприятий, которые способствуют
- снижению заболеваемости детей,
- соляная комната является проверенным способом активировать адаптационные возможности и
укрепить иммунитет детского организма.
- Соляная комната в детском саду способствует усилению защитных сил и позволяет
предотвратить самые распространенные бронхолёгочные заболевания.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья детей через комплекс игровых и познавательных занятий в соляной
комнате.
Задачи:
1.Развитие сенсорного восприятия;
2. Развитие речи;
3.Развитие высших психических функций (памяти, мышления, воображения);
4. Развитие эмоционального контакта.
1.3. Ожидаемые результаты:
1.Повышение устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
2. Улучшение благоприятного общего эмоционального состояния детей.
3. Повышение уровня развития сенсорики.
4. Улучшение состояния речи.
5.Улучшение состояния памяти, уровня мышления, воображения.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности - использование научно-обоснованных и
апробированных программ, технологий и методик;
- Принцип доступности - использование здоровьесберегающих
технологий в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников;
- Принципа систематичности и постепенности - реализация
оздоровительных, профилактических мероприятий.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В СОЛЯНОЙ КОМНАТЕ.
Соляная комната оборудуется блоками из соли, которые покрывают все поверхности помещения. Соль
является природным источником большого количества микро и макро элементов, необходимых для
нормальной жизнедеятельности детского и взрослого организма. Благодаря постоянным процессам
высвобождения ионов йода, кальция, серебра, натрия, воздух в соляной комнате, в детском саду,
насыщается полезными элементами, увеличивающими скорость обменных процессов.
- Возраст обучающихся: дошкольники 3-7 лет.
- Срок реализации программы: 1 год
- Форма обучения, очная, групповая, занятия проводятся с группами детей, количество которых
составляет 8 человек.
- Режим занятий: курс занятий состоит из 10 сеансов, повтор курса через два месяца. Занятия
проводятся через день, продолжительность для детей 3-4 лет не более 15 минут, 4-5 лет, не более 20
минут, 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6-7 лет не более по 30 мин.
- Объем реализации программы: Количество часов реализации программы:
в неделю – 2,5
- в месяц – 10
- в год - 120
-язык обучения- русский
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Противопоказания к соляной комнате немного, но учитывать их необходимо, так как посещение
соляных комнат при наличии хронических и инфекционных заболеваний, особенно в период
обострения или рецидива, только усугубят положение. Кроме того, надо важно знать о возможности
индивидуальной непереносимости солевого аэрозоля.
К основным противопоказаниям соляной комнаты относятся:
1.Активная стадия туберкулёза.
2.Злокачественные новообразования.
3.Инфекции до окончания изоляционного срока.
4.Заболевания с осложнениями в виде серьёзных нагноений.
5.Период обострения болезней крови.
6.Кровотечения любого происхождения.
7.Психические заболевания различной степени тяжести.
Структура занятия
1.Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью
музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания,
координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального
и мышечного напряжения, пение, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции,
счетные упражнения, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики,
мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа. Развитие эмоционального интеллекта по
средствам чтения терапевтических сказок, просмотров видео роликов, бесед. Развитие сенсорики,
воображения и мышления.
3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие
мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
месяц
Сентябрь
Кол-во Занятий 10
в месяц
декабрь
10
март
10
июнь
10
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Возраст обучающихся
3-4 года ( младшие группы)
4- 5 (средние группы)
5-6 (старшие группы)
6-8 (подготовительные группы)
неделя
2,5
2,5
2,5
2,5
месяц
10
10
10
10
год
120
120
120
120
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
Название раздела программы
Сенсорное развитие, речевое
развитие, развитие памяти,
мышления, воображения, общее
оздоровление организма и
профилактика заболеваний
органов дыхания.
Количество часов
всего
практика
10
10
Формы аттестации/контроля
Викторины, конкурсы, открытые
занятия, отзывы детей и
родителей, аналитические
справки и материалы, миниотчеты, дневники наблюдений.
Учебно-тематический план занятий
Для детей 3- 4 лет
Месяц
№ занят
Развитие сенсорики
Развитие речь
Развитие ВПФ
Сентябрь
1,2
«Цветные кольца»
Пальчиковые игры
Игра «Я
быстрее»
(Овощи и
фрукты)
3,4
«Разложи по цвету»
Пальчиковые игры
5,6
«Где звонят?»
«Осень в
гости к нам
пришла»,
Дыхательные
упражнения
«Магазин»
Дыхательные
упражнения
«Поезд
Развитие
эмоционального
интеллекта
«Копилка
добрых дел
«Перепутанная
сказка»
«Зеленые
обитатели леса»
«Послушай.
«Звуки
Пальчиковые игры
7,8
9,10
декабрь
1,2
июнь
Запомни.
повтори»
природы. Пение
птиц»
«Продолжи
цепочку»
Учимся
распознавать
эмоции: «Как я
говорю?»
«Угадай»
«Угадай
эмоцию»
«Найди свой
дом»
«Я чудо эмоция»
Отгадывание
загадок
«Супермаркет»
«Бесконечная
«Копилка
классификация» добрых дел»
«Ласковые
имена»
Игра «Я
«Продолжи
быстрее»
цепочку»
(Снежные
забавы)
«Послушай.
«Пирамида
Запомни.
любви»
повтори»
Чтение сказки
«Зеленые
«Кусачая
обитатели леса»
киска»
3,4
«Веселые
матрешки»
«Громко тихо»
5,6
«Красивые
флажки»
Пальчиковые игры
«Где, чей
дом?»
7,8
«Цветные
вкладыши»
Пальчиковые игры
«Цветные кольца»
Пальчиковые игры
«Что где
лежит»
«Цветное домино»
«Ответь, одним
словом»
Разгадывание
загадок
«Где круг, а где
квадрат»
«Спрячь листок»
«Чего не
хватает?»
«Дай задание
игрушкам»
«Найди отличия»
«Головоломка»
«Кто что
нарисовал»
«Насекомые»
«Чего не стало?»
9,10
март
особого
назначения».
Дыхательные
упражнения
«Башня»
«Где
Пальчиковые игры спрятался
мяч?»
Дыхательные
упражнения
«Страна геометрия» «Путанница»
Пальчиковые игры Дыхательные
упражнения
«Большой
«Мимо леса,
маленький»
мимо поля»
«Покажи дорожку»
«Заклей дырки»
«Определи, что в
мешке»
«Цветные кольца»
Пальчиковые игры
Игра «Что,
где, когда».
Дыхательные
упражнения
«Один- много»
«За столом»
«О чем
расскажешь?»
«Найди, что
общего»
«Цепь»
животные
Чтение
терапевтической
сказки «Я
первый»
Беседа: «Я и мои
друзья»
Чтение
терапевтической
сказки
«Светофор»
«Комплименты»
Учебно-тематический план занятий
Для детей 4- 5 лет
Месяц
№ занят
Развитие
сенсорики
Развитие речь
Развитие ВПФ
Развитие
эмоционального
интеллекта
Учебно-тематический план занятий
Для детей 5- 6 лет
Месяц
№ занят
Развитие
сенсорики
Развитие речь
Развитие ВПФ
Развитие
эмоционального
интеллекта
Учебно-тематический план занятий
Для детей 6- 7 лет
Месяц
№ занят
Развитие
сенсорики
Развитие речь
Развитие ВПФ
Развитие
эмоционального
интеллекта
РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
Особенности обустройства соляной комнаты для детей. Обязательно следует делать перерывы между
группами и проветривать помещение. Для соблюдения в комнате гигиены и поддержания
гипоаллергенной и без бактериальной среды детям и взрослым следует надевать бахилы. Принимать
процедуру нужно в расслабленном состоянии, вести себя тихо, не мешать другим. Соляная комната
оснащена яркими мягкими пуфами, детскими наборами для песочницы, а также телевизором для аудио
сопровождения сеанса.
2.2.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Для определения результативности освоения программы проводятся викторины, конкурсы, открытые
занятия. В конце года (апрель - май) проводится диагностика выполнения дополнительной
общеразвивающей программы. Педагогом разрабатываются диагностические карты и инструментарий.
В течение года проводится наблюдения за достижениями детей, за общим состоянием здоровья,
отслеживается заболеваемость детей. Ведется тетрадь достижений, которая выдается родителям с
целью информирования об успехах ребенка. В конце года подводятся итоги через отзывы детей и
родителей, аналитические справки и материалы, миниотчеты.
Список литературы
1.Червинская А.В. "Роль гало терапии в программах укрепления здоровья детей"
2.Хан М.А."Применение управляемого микроклимата галокамеры в лечении профилактике
заболеваний органов дыхания у детей".
3.Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
4.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я.
Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.
5.О.Е. Хухлаев, О.В. Хухлаева "Терапевтические сказки" проспект, Москва 2018
6.Воронина Т.П. «веселые и полезные игры для детей» М.: «Грамотей»