пояснительная записка к учебному плану

Подписано цифровой подписью: Заведующий МАДОУ-детский
сад № 197 О.Г. Маркова
DN: cn=Заведующий МАДОУ-детский сад № 197 О.Г. Маркова, o,
ou, email=mdou197@eduekb.ru, c=RU
Дата: 2023.09.11 13:21:51 +05'00'

Пояснительная записка к учебному плану.
Учебный план определяет содержание и организацию образовательного процесса
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
Учебный план строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия
взрослого с детьми детского сада и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное,
познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей.
1.Нормативное обеспечение Учебного плана
Учебный план разработан в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Указ Президента России Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;

Указ Президента России Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года»;

Указ Президента России Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;

Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №999-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025
года»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. №955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный №72264);

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения Росии от 25 ноября 2022 г. №1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №59599);

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. №28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный №61573);

Устав МАДОУ – детский сад № 197;

Программа развития МАДОУ – детский сад № 197;

Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования.
Основными задачами плана непосредственной образовательной деятельности являются:
1.Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.Реализация Федерального государственного стандарта ДО к содержанию
воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ – детский сад № 197.

3.Обеспечение единства всех уровней (федерального, регионального и МАДОУ –
детского сада № 197).
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать
модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
2.Особенности реализации инвариантной и вариативной части Учебного плана.
Учебный план состоит из инвариантной (базовой) и вариативной частей.
В 2023-2024 учебном году в МАДОУ – детский сад № 197 функционирует 11 групп
общеразвивающей направленности.
При осуществлении текущего планирования учитывались:
- общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю;
- продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной
деятельности в течение дня;
- распределение периодов непрерывной непосредственной образовательной
деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
- перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной
деятельности;
- основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной
непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование;
- образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов
непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная
деятельность.
Фундамент образовательного процесса составляет основная общеобразовательная
программа МАДОУ – детский сад № 197, разработанная и утвержденная в МАДОУ в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими модулями образовательной деятельности, основанными на следующих
парциальных программах:
- И.Каплунова, И. Новоскольцева Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки» - 2015 г.
- И.А. Лыкова Программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в
изобразительной деятельности «Цветные ладошки» - 2017 г.
- О. А. Трофимова, канд. пед. наук, доцент; О. В. Толстикова; Н. В. Дягилева, канд. пед.
наук, доцент; О. В. Закревская, канд. психол. наук, и др., Образовательная программа
дошкольного образования «СамоЦвет», 2019 г.
Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение
образовательной деятельности в ДОУ. В Плане распределено количество НОД, дающее
возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах
дифференциации и вариативности.
Содержание воспитательно-образовательного процесса обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования
детей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые
обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому,
что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области
решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально
организованной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию
самостоятельной деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего города, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природа, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие предполагает
развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции
недостатков в развитии детей и оказание педагогической поддержки этой категории детей в
освоении основной образовательной программы.
Учебный год в МАДОУ – детский сад № 197 начинается с 1 сентября и заканчивается 31
мая.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) осуществляется во всех
возрастных группах и начинается в 9.00 часов.
Количество непосредственно образовательной деятельности и ее продолжительность,
время проведения соответствуют требованиям Санитарные правила СП 2.4.3648-20,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. №28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный №61573.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста
составляет:
в группе раннего возраста (дети третьего года жизни) – 1 час 40 минут,
в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 30 минут,
в средней группе (дети пятого года жизни) – 3 часа 20 минут,
в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 25 минут,
в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
для детей третьего года жизни – не более 10 минут,
для детей четвертого года жизни – не более 15 минут,
для детей пятого года жизни – не более 20 минут,
для детей шестого года жизни – не более 25 минут,
для детей седьмого год жизни – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в
младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и
подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине проводится физкультурная тематическая минутка (продолжительность 2-3
минуты).
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее
10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в
неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине
непосредственно образовательной
деятельности
статического характера проводят
физкультминутку.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных
образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни,
недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и
воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, памятные даты, праздники,
региональный компонент, традиции дошкольного учреждения).
Организованную деятельность по музыкальному развитию проводит музыкальный
руководитель; физкультурное развитие – инструктор по физической культуре, по 5-ти
направлениям – воспитатели всех возрастных групп. Учитель-логопед проводит
организованную индивидуальную работу по обучению грамоте, формированию
звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи.
Непосредственная образовательная деятельность по музыкальному развитию и
физическому развитию проводится со всей группой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».