Подписано цифровой подписью: Заведующий МАДОУ-детский сад № 197 О.Г. Маркова DN: cn=Заведующий МАДОУ-детский сад № 197 О.Г. Маркова, o, ou, email=mdou197@eduekb.ru, c=RU Дата: 2023.09.11 13:21:51 +05'00' Пояснительная записка к учебному плану. Учебный план определяет содержание и организацию образовательного процесса Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения. Учебный план строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми детского сада и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 1.Нормативное обеспечение Учебного плана Учебный план разработан в соответствии с правовыми и нормативными документами: Указ Президента России Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента России Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года»; Указ Президента России Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. №955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №72264); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения Росии от 25 ноября 2022 г. №1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №59599); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №61573); Устав МАДОУ – детский сад № 197; Программа развития МАДОУ – детский сад № 197; Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования. Основными задачами плана непосредственной образовательной деятельности являются: 1.Регулирование объема образовательной нагрузки. 2.Реализация Федерального государственного стандарта ДО к содержанию воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ – детский сад № 197. 3.Обеспечение единства всех уровней (федерального, регионального и МАДОУ – детского сада № 197). В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. 2.Особенности реализации инвариантной и вариативной части Учебного плана. Учебный план состоит из инвариантной (базовой) и вариативной частей. В 2023-2024 учебном году в МАДОУ – детский сад № 197 функционирует 11 групп общеразвивающей направленности. При осуществлении текущего планирования учитывались: - общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; - продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; - распределение периодов непрерывной непосредственной образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); - перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; - образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность. Фундамент образовательного процесса составляет основная общеобразовательная программа МАДОУ – детский сад № 197, разработанная и утвержденная в МАДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими модулями образовательной деятельности, основанными на следующих парциальных программах: - И.Каплунова, И. Новоскольцева Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» - 2015 г. - И.А. Лыкова Программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» - 2017 г. - О. А. Трофимова, канд. пед. наук, доцент; О. В. Толстикова; Н. В. Дягилева, канд. пед. наук, доцент; О. В. Закревская, канд. психол. наук, и др., Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», 2019 г. Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности в ДОУ. В Плане распределено количество НОД, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Содержание воспитательно-образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы. Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего города, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природа, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей и оказание педагогической поддержки этой категории детей в освоении основной образовательной программы. Учебный год в МАДОУ – детский сад № 197 начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) осуществляется во всех возрастных группах и начинается в 9.00 часов. Количество непосредственно образовательной деятельности и ее продолжительность, время проведения соответствуют требованиям Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №61573. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в группе раннего возраста (дети третьего года жизни) – 1 час 40 минут, в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 30 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) – 3 часа 20 минут, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 25 минут, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: для детей третьего года жизни – не более 10 минут, для детей четвертого года жизни – не более 15 минут, для детей пятого года жизни – не более 20 минут, для детей шестого года жизни – не более 25 минут, для детей седьмого год жизни – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине проводится физкультурная тематическая минутка (продолжительность 2-3 минуты). Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, памятные даты, праздники, региональный компонент, традиции дошкольного учреждения). Организованную деятельность по музыкальному развитию проводит музыкальный руководитель; физкультурное развитие – инструктор по физической культуре, по 5-ти направлениям – воспитатели всех возрастных групп. Учитель-логопед проводит организованную индивидуальную работу по обучению грамоте, формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи. Непосредственная образовательная деятельность по музыкальному развитию и физическому развитию проводится со всей группой.