02.11.2019
В осенние месяцы можно не только наблюдать за изменениями погоды, но и
найти множество материалов для игр. С их помощью обычные занятия становятся
яркими и увлекательными.
С ребенком нужно собрать:
кисти красной рябины;
желуди;
каштаны;
разные шишки;
плоды боярышника;
разноцветные листья.
Дополнительно можно
приобрести неочищенные тыквенные семечки, лесные орехи, арахис в скорлупе — это
материалы помогут разнообразить занятия. Прежде всего из них делают сенсорные
бассейны. Для этого достаточно взять тазик или пластиковый контейнер, наполнить
его 2-3 видами сырья. Например, взять каштаны, шишки и желуди. Ребенок может
перебирать материал пальцами, сортировать его и искать спрятанные в нем
маленькие игрушки.
Сенсорный бассейн используют для формирования представлений:
общий признак — собери только шишки или желуди;
4-й лишний — в ряд перед ребенком выкладывают 3 каштана и 1 желудь, либо
подбирает предметы по форме и т.п.;
о размере и о том, какое дерево дает определенные плоды и т.п.
Собранные листья можно
разрезать на части и предложить сложить их как пазл. Еще один вид заданий,
который популярен в педагогике Монтессори — это волшебный мешочек. В него
помещают разные плоды и предлагают ребенку на ощупь определить, что он взял.
Такой прием помогает развивать сенсорные ощущения.
Шишки, каштаны, ягоды
рябины могут послужить отличным счетным материалом. С его помощью легко
объяснить дошкольнику понятия «один-много» и «больше-меньше». Использование
природных материалов встречается в Вальдорфской педагогике. Детям нравится
перебирать листья, плоды деревьев и ягоды — они приятные на ощупь, легкие и
необычные.
В дошкольном периоде
ведущей деятельностью становится игровая. Именно через нее малыш познает мир,
усваивает основные понятия и категории. Поэтому не стоит пытаться усадить
ребенка за стол и сидеть за ним 40 минут — ему станет скучно, и он ничему не
научится. Гораздо продуктивнее будет учить и развивать его интерес к познанию
мира через игру. Шишки и желуди станут отличным материалом для игры в
крестики-нолики, воспроизведения логических рядов и объединения по категориям.
Родителям достаточно
проявить немного фантазии. Например, можно взять лист бумаги, мягкую игрушку и
выложить на листе дорожку из разных природных материалов. Ребенок должен точно
повторить ряд для того, чтобы игрушка могла перейти по «дорожке».
Для стимулирования
познавательного интереса нужно следовать следующим принципам:
постоянная смена деятельности;
занятие не должно быть дольше 10-15 минут;
учитываются желания ребенка;
чем разнообразнее среда, тем лучше;
обязательно дается материальное поощрение.
Обучение будет
увлекательным, если родители начнут исходить из интересов дошкольника. С ним
нужно играть, делать поделки из природных материалов, читать ему книги. В такой
атмосфере он сам будет тянуться к знаниям и ему легче дастся учеба в школе в будущем.