13.11.2022
Люблю свою я Родину, ей очень дорожу!
Весь мусор, каждый фантик я в дело приложу:
Красивые картины, шкатулки, зеркала,
Из пробок и из семечек умею сделать я.
Природа мной довольна, и я любуюсь ей,
Красивой, чистой, яркой при помощи моей!
Конструирование из бросового материала очень
интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый
материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно
использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти,
он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование
«бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает
игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и
старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их
свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения,
учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок». Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев
навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках,
действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не
только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит
говорить про себя вслух, а говорить - значит думать.
Конструирование игрушек из бросового материала
способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Конструирование оказывает большое влияние на развития психологических процессов
детей. Как писал И. П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит
руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Конструирование из бросового материала способствует
развитию у детей:
внимательности, усидчивости, самостоятельности;
мелкой моторики, координации движений пальцев;
творческих способностей, фантазии, воображения,
сенсорики (форма, цвет и размер предметов);
трудовых умений, навыков.
Организация деятельности детей при работе с бросовым
материалом необходимо:
учитывать возрастные особенности детей;
правильно распределять время работы в сочетании с
кратковременным отдыхом;
продумывать тематику предстоящей поделки с учетом
имеющихся навыков и умений;
процесс труда должен вызывать у детей только
положительные эмоции;
дети должны быть уверены в помощи взрослого, если у
них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
если работа требует сложных манипуляций в
подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом,
необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.
В конструктивной деятельности используется, как
индивидуальная, так и коллективная форма организации работы, в ходе которой
несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции.
Требования к подбору материала
Ножницы с закругленными концами.
Нож с твердым лезвием – работает только взрослый.
Шило – работает взрослый или под его строгим
контролем.
Клеи. Используется клей ПВА. «Момент» применяет только
взрослый.
Пластиковые пищевые контейнеры: разного объема, цвета,
необычной формы. Должны быть пустые и чистые.
Цветной пластик. Должен быть промыт, высушен и заранее
нарезан на кусочки.
Контейнеры от шоколадных яиц - киндер сюрпризы.
Используется как полный контейнер, так и его части (половинки).
Проволока: медная, алюминиевая, покрытая цветной
оболочкой.
Пробки. Пробки - стандарт от пластиковых бутылок с
газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с
подсолнечным маслом и соком.
Колпачки. Малых размеров от тюбиков с зубной пастой,
кремов.
Крышки. Крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной
пасты, майонеза и т.д.
Бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус,
резинок для волос. 13. Пластилин. Используются ранее использованные в лепке
кусочки.
Фломастеры, которые отслужили срок использования в
рисовании.
Дополнительные материалы.
Бумага, фольга употребляется для украшения поделок,
переплетов.
Пластилин - этот материал применяется для скрепления
частей игрушек.
Проволока является необходимым материалом для
скрепления частей игрушки.
Нитки, клей ПВА, цветные лоскуты различных тканей -
также пригодятся для оформления поделок
Так как материал для работы относится к категории
бросового, то при его подборе предъявляются определённые требования. Материал
должен быть: Безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
Тщательно промытым и высушенным; Доступным в обработке (вырезаться,
протыкаться, склеиваться); Не вызывать чувство брезгливости у детей.
Практическое применение поделок, изготовленных детьми
из бросового материала, могут иметь разное назначение:
можно использовать в качестве подарков, сувениров;
участия в выставках;
для украшения интерьера, комнаты, кабинета;
для игры (транспорт, животные, насекомые и другие
поделки);
использования по назначению (карандашница, игольница,
подставка);
для коррекционно-развивающих упражнений.