Консультация
для родителей «Знакомство детей с
профессиями»
Знакомство детей с
профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение
работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении.
Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого
человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес
к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Детский сад
является первой ступенью в формировании
базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с
многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают
детям расширить свои познания о работе родителей и тд.
Существует много методов знакомства
детей с теми или иными профессиями.
Чтение книг.
Есть много детских писателей и поэтов, которые в своих произведениях
описывали различные профессии. А. Барто
– «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».
С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».
Б. Заходер – «Портниха», «Строители»,
«Сапожник», «Шофер».
С. Чертков – Детям о профессиях:
«Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр»,
«Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый»,
«Музыкант» и др.
Читая данные книги и показывая
иллюстрации, можно доступно объяснить ребенку, кто такой парикмахер, строитель,
шофер. Можно использовать не только стихи, а так же загадки, пословицы о
профессиях.
Профессии
в моей семье. Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше
узнать о собственной семье. Историю можно проиллюстрировать старинными
фотографиями. При беседах о профессиях взрослым нужно запомнить: не стоит
делить род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень.
Ребенок должен понимать
важность любого труда и уважать каждую профессию. Информацию нужно преподносить
ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем
профессиям.
Мультфильмы и специальные видеоролики.
Обучающие видеоролики или
мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста.
Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют
особенности труда швеи, машиниста или художника.
Ребенок, наблюдая за действиями персонажей
на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых
предметов и действий.
Экскурсии.
Чтобы рассказать малышу о таких профессиях
как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в
столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных
примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец
взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.
Познакомить ребенка с пожарниками,
рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее
место.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый
мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с
друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача
или милиционера.
Для этого необходимо предоставить
вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу
палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.
В процессе ролевой игры можно использовать
как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки
(нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные
тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы
супермаркета и пр.).
Такие развлечения в непринужденной форме
знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Много внимания уделяется
знакомству с профессиями в детском саду и школе. В детском саду обычно есть
игровые модули: кухни, магазины, парикмахерские и т. д. Проводятся экскурсии,
которые знакомят с трудом взрослых. Дети
обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми
приходится обращаться.
Есть такие ребята,
которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например,
мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же
хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к
чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в
жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе. И наша задача, а
также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать
профессию по душе. Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями
очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает успешной
социализации личности, найти свое место в обществе.
Как следует знакомить ребенка с
профессиями
Независимо от того, какой способ рассказать
о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих
центрах или воспитатели в детском садике, есть некий план (схема), что, за чем
следует делать:
1. Четко назвать полное наименование
профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной
работник.
2. Далее описать место его труда.
Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара –
кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
3. В тех случаях, когда при работе следует
носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем
один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник,
машинист поезда и пр.
4. Ответить на вопрос малыша об
используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен
жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
5. Описать, а по возможности показать
наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет
интервью, клоун – развлекает публику.
6. Охарактеризовать получаемые в конце
работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
7. В конце беседы стоит поговорить о
значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.