24.01.2021
Экологический проект «Деревья».
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок,
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники: дети средней группы (4-5 лет),воспитатель, родители.
Реализация проекта: сентябрь 2020 - май 2021г.
Продолжительность проекта: долгосрочный (8 месяцев)
Актуальность: На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами – деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник жизни и здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их не живыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен, как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Знакомство детей с деревьями началось с деревьев растущих на территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
В течение года ребята будут вести наблюдения за сезонными изменениями в природе, отражают их в виде индивидуальных творческих работ, коллективных композиций, семейных поделок. Каждое время года имеет свои особенности, дети будут отмечать малейшие нюансы и показывали их в играх, стихах, загадках, сказках и во многом другом
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Деревья».
Задачи:
1.Способствовать расширению представлений о деревьях, произрастающих в нашей местности: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком; развитию логического мышления, речи, кругозора;
2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, умения отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Способствовать развитию умения устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы;
4. Способствовать формированию эстетического восприятия, способности видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
5. Способствовать формированию понимания необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желания её беречь и охранять.
6. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в образовательной деятельности с детьми.
7. Способствовать формированию у детей эмоционально-радостного ощущения от активного участия в совместной, коллективной работе;
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические: - наблюдения, - рассматривание картин, - беседы, - чтение художественной литературы, - заучивание стихов, - игры, - экскурсии, - опыты, - культурные практики, - творческие мастерские, - театрализация;
Продукты проекта: выставка творческих работ детей в соответствии с сезонными изменениями; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективные работы «Летнее дерево», «Волшебное дерево» аппликация из рваной бумаги, «Ажурный листочек». План реализации проекта:
Планируемые мероприятия:
Беседа: «Как просыпаются почки?». Дидактическая игра: «Признаки весны», «Обведи по контуру». Прогулка по весеннему парку. Наблюдение за почками деревьев. Наблюдение за почками на веточках в воде на подоконнике. Дидактическая игра: «Четвёртый – лишний» Пополнение развивающей доски: «4 времени года». Беседа: «Из чего и где птицы вьют гнёзда?». Педагог, дети. Загадки и стихотворения о деревьях. Педагог, родители, дети. Рисование деревьев по схеме, по точкам. Дидактическая игра «Отгадай растение». Физминутки «Выросли деревья в поле», «Закачалось деревцо». Наблюдение «Зацвела яблоня у меня в саду». Коллективная творческая работа «Летнее дерево». Аппликация из рваной бумаги «Волшебное дерево». Чтение стихотворения «Эта модница лесная» И. Семенова и его разучивание. Педагог, дети. Отгадывание загадок про деревья. Наблюдение за елью, рябиной. Наблюдение за рябиной. Наблюдение за почками тополя. Наблюдение за проклюнувшимися почками березы. Чтение рассказа «Ель». Беседа по прочитанному произведению. Описание дерева с помощью мнемотаблицы. Дидактическая игра «Найди в каждом ряду лишнее дерево». Дидактическая игра «Зеленый мир». Дидактическая игра «С какого дерева листок». Чтение и беседа по произведениям: «Дедушка дерево», «Спор деревьев». Рассматривание структуры дерева на картинке на прогулке. Беседа «Чем полезны деревья? Почему люди садят деревья». Дидактическая игра «Деревья - наши друзья». Дидактическая игра «Узнаю деревце». Разучивание стихотворений о деревьях. Изготовление поделок «Деревья». Беседы: «как вести себя в лесу?», «Деревья, которые нас окружают», «Каждое дерево по-своему полезно». Наблюдение «Собери разные листочки для гербария». Раскрашивание и рисование деревьев. Наблюдение и беседа «Что нам дарят деревья?». Культурные практики по дидактическим играм, представленным детям ранее. Подвижная игра «1,2,3 – к дереву беги». Наблюдение за березой. Лето. Просмотр мультфильма «Чудо дерево». Беседа: «Какой урожай дают деревья». Дидактические игры: «Что-где растёт?», «Разложи по цвету», «Найди пару». Культурные практики: «Трафареты: листья», « Осеняя листва». Словесная игра «На дереве - на земле». Сказки о деревьях. Поделки из листьев и плодов. Изготовление макета . , «Осенние листья». Конкурс «Осенние поделки». Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки». Культурные практики «Нарисуй узор на листике», Печатки «Листья». Рисование «Осень в лесу». Разучивание потешки «Во поле рябинушка». Наблюдение за березой и рябиной осенью. Наблюдение за листопадом. Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Дидактическая игра «Собери картинку». Дидактическая игра «Отгадай растение». Дидактическая игра «Узнай, о чем я говорю». НОД Рисование «Золотая осень». Рассматривание картинки «Как появилось дерево». Сбор гербария «Деревья». Опытно-экспериментальная деятельность «Вырастим деревце». Педагог, дети.
Результаты: В результате осуществления проекта у детей: появилась возможность расширить представления о деревьях; дети знают об изменениях в жизни деревьев в разные времена года; дети проявляют внимание к окружающей природе; бережное отношение к ней; узнают и называют разные виды деревьев, их части, листья и плоды; отражают свои чувства к природе в рисунках, поделках; знакомы с произведениями об осени и деревьях в разное время года; дети и родители проявляют творчество в изготовлении коллективных и индивидуальных поделках; читают наизусть стихотворения о деревьях. В результате осуществления проекта родители: Проявляют интерес к данному вопросу, Имеют широкий кругозор по воспитанию у детей предпосылок экологических знаний и представлений.