Симфоническая сказка "Петя и Волк" С.С.Прокофьева

14.03.2021

Конспект итогового музыкального занятия «Петя и волк» С.С.Прокофьева с использованием мнемотехники.

Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

Задачи:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  
  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Предварительная работа:

1.     Чтение  сказки «Петя и волк».

2.     Слушание симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева.

3.     Знакомство с знаково – символическими обозначениями.

4.     Работа с карточками.

 

Виды деятельности на занятии:

1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий

3. Работа с наглядными пособиями (мультимедийная презентация по сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

4. Использование знаково- символических обозначений.

                 

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале.  Глядя на ваши  добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку. Но не простую, а симфоническую, музыкальную.

Демонстрация презентации идет параллельно объяснению педагога, мотивируя и активизируя умственную деятельность дошкольников

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
Скрипки,  кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.


Педагог:  Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Дети: Наверное, ее играет симфонический оркестр.

Педагог: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»

Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»

Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.

Педагог: Давайте остановимся на каждой теме поподробнее. Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник

Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Педагог:  В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы детей).

Педагог: Какие инструменты исполняют тему Пети? Дети: скрипки.

Педагог:  О музыке можно не только говорить, но и изобразить ее графически. Сейчас нужно выбрать  карточки с изображением звучания инструмента. Кто желает?Хочу такой сайт

Дети показывают карточки, называя звук, который зашифрован на карточке.

Педагог: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Дети: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.


Педагог: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Скажите мне, ребята, какой инструмент исполнил тему дедушки?  (Ответы детей). Правильно. Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте, ребята,  определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? (дети выбирают карточки с изображением знака тембра инструмента).
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

Звучит музыкальная тема птички. (Слушание).

Педагог: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

 Дети: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Педагог: Какое настроение у Птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Педагог: К какой группе инструментов относится

флейта?
Дети: Флейта –  духовой инструмент.

Педагог:

Какой звук у флейты? Кто сможет найти и назвать знаково-символическое обозначение звучания флейты? (дети выполняют задание).

Педагог: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
Педагог: Почему вы решили, что это кошка?
Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный .

Педагог: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Дети: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент (использование карточек ).

Педагог: Кого из героев сказки изображает следующая мелодия? (Слушание, анализ).
Дети:
Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Педагог: Какой инструмент, исполняет тему Уточки? Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов (карточки).

Звучит тема волка.

Педагог: Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Дети отвечают).

Что музыка рассказала нам о волке. Какой он?

Дети: Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит.

Педагог: А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка?

Дети: Валторны.

Педагог: Совершенно верно. Это решение композитора немного удивило любителей музыки. Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если три валторны рявкнут какой – нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка.

Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу.

- Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там схематично изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать карточки к каждому персонажу.

Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару».

Педагог: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Дети: Да.

Педагог: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Дети: Нет!

Педагог: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

                               

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».