14.03.2021
Конспект
итогового музыкального занятия «Петя и волк» С.С.Прокофьева с использованием
мнемотехники.
Цель: воспитать в детях живой интерес к
миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными
музыкальными терминами и инструментами.
Задачи:
- Познакомить
с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая
окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Развивать
компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие
способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Воспитание
культуры слушания симфонической музыки.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Петя и волк».
2. Слушание симфонической
сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева.
3. Знакомство с знаково – символическими обозначениями.
4. Работа с карточками.
Виды деятельности на занятии:
1.
Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий
3.
Работа с наглядными пособиями (мультимедийная презентация по сказке
С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
4.
Использование знаково- символических обозначений.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк»
Педагог: Здравствуйте,
ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Глядя на ваши
добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то
интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку. Но не
простую, а симфоническую, музыкальную.
Демонстрация презентации идет параллельно объяснению педагога, мотивируя
и активизируя умственную деятельность дошкольников
С болота, поросшего
ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
Скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической
сказке «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Дети: Наверное, ее играет симфонический оркестр.
Педагог:
Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической
музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и
непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами
симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»
Педагог:
Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом
оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты.
Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми,
которые участвуют в нашей сказке.
У каждого героя сказки есть своя
музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в
игру «Угадай мелодию»
Музыкально – дидактическая игра
«Угадай мелодию»
Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны
отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать
характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.
Педагог: Давайте остановимся на
каждой теме поподробнее. Петя – главный герой сказки,
возможно, он ваш ровесник
Дети:
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия
плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть,
танцует).
Педагог: В каком жанре
написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы детей).
Педагог:
Какие инструменты исполняют тему Пети? Дети:
скрипки.
Педагог:
О музыке можно
не только говорить, но и изобразить ее графически. Сейчас нужно выбрать карточки с изображением звучания инструмента.
Кто желает?
Дети
показывают карточки, называя звук, который зашифрован на карточке.
Педагог:
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у
С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Дети: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на
Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
Педагог: Действительно Дедушка недоволен поведением своего
внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.
«…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Скажите
мне, ребята, какой инструмент исполнил тему дедушки? (Ответы детей). Правильно.
Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте, ребята, определим, какой «голос» у фагота: низкий или
высокий? (дети выбирают карточки с изображением знака тембра инструмента).
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Звучит
музыкальная тема птички. (Слушание).
Педагог:
Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Дети:
Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было
представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Педагог: Какое настроение у Птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Педагог: К какой группе инструментов относится
флейта?
Дети: Флейта – духовой
инструмент.
Педагог:
Какой звук у флейты? Кто сможет найти и назвать
знаково-символическое обозначение звучания флейты? (дети выполняют задание).
Педагог:
Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого
героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
Педагог: Почему вы решили, что это кошка?
Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке
слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький,
острожный .
Педагог:
Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе
инструментов относится? (Слушание).
Дети: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет –
деревянный духовой инструмент (использование карточек ).
Педагог:
Кого из героев сказки изображает следующая мелодия? (Слушание, анализ).
Дети: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм
равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку,
крякает.
Педагог:
Какой инструмент, исполняет тему Уточки? Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень
высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов (карточки).
Звучит
тема волка.
Педагог:
Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Дети отвечают).
Что музыка рассказала нам о волке. Какой он?
Дети:
Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается,
рычит.
Педагог:
А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка?
Дети:
Валторны.
Педагог:
Совершенно верно. Это решение композитора немного удивило любителей музыки.
Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если
три валторны рявкнут какой – нибудь аккорд, то получается звучание, вполне
напоминающее рычание волка.
Педагог
обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу.
-
Ребята,
композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что я
даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там схематично
изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас
помочь мне и подобрать карточки к каждому персонажу.
Музыкально
– дидактическая игра «Подбери пару».
Педагог: Ребята,
вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Дети: Да.
Педагог: А
как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет
словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
Дети:
Нет!
Педагог:
Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки,
которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными
вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою
жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.