возрастные особенности детей 3-4 лет
22.09.2025
Особенности развития детей 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое
осознание ребенком, кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется
кризисом 3-х лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как
никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с
задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к
требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В
это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не
забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление
малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия,
это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Помогите увидеть малышу
его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
В младшем дошкольном возрасте ярко
выражено стремление к деятельности. Игра становится основным видом деятельности
3-4-летнего ребёнка, значение игры для него чрезвычайно велико. Дети
овладевают способами игровой деятельности - игровыми
действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения
ролевого поведения. Ребёнок 3-4 лет способен подражать и
охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой
половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. Неумение
объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к
конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще
всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок
начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр,
использовать речевые формы вежливого общения.
В 3 года ребёнок начинает осваивать
гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно
идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные
представления о собственной гендерной принадлежности. В этом возрасте дети
дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей,
взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают
проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола. У
нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все
возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть,
одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской,
полотенцем, отправлять свои естественные нужды.
В этом возрасте у ребёнка при правильно
организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные
эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий,
зелёный). Малыш способен верно выбрать формы
предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по
образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны
слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т.
п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый
большой или самый меньший из трёх—пяти предметов (более пяти предметов
детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).
В 3 года дети практически осваивают
пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора,
где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые
пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно
с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами,
обозначающими пространственные отношения (предлоги, наречия). В
этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть,
потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребёнка
определённым образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое —
завтракать, гулять).
Представления ребёнка четвёртого года
жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны,
психологическими особенностями возраста, с другой — его
непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их
назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых
общественно-бытовых зданий (в магазине, покупают игрушки, хлеб); имеет
представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая
машина, троллейбус, о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник, праздниках
(новый год, день рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный,
вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый); из влажного песка можно
лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается; различает и называет
состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь).
На четвёртом году жизни малыш различает
по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц,
некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его
устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение
10-15 мин.
Память детей 3 лет
непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети
сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти
без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и
явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление трёхлетнего ребёнка является
наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного
действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование
по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится
соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В 3 года воображение только
начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш
действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой:
палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т.
д.
Главным средством общения со взрослыми и
сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из
слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок
овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление
грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами,
создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя
форму простого предложения; высказывается в двух–трёх предложениях об
эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные
предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по
многим показателям развития (артикуляция, словарный запас,
беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного)
превосходят мальчиков.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с
взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам.
Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты
по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребёнок называет героев,
сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со
взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается
о персонажах и ситуациях.
Интерес к продуктивной деятельности
неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что
изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания,
отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в
аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов,
меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм. Конструирование носит
процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по
образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.
Три года — очень важный этап в жизни
ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности,
закладывается «фундамент» физического, умственного,
нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности
ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения
в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на
равных, как с другом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2025
Дата обновления: 22.09.2025
Дата публикации: 22.09.2025