Логопедическое обследование

19.09.2025

Логопедическое обследование дошкольника

 

 

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

• Устной и письменной речи

• Особенностей процессов восприятия

• Внимания

• Памяти

• Мышления

• Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

• “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).

• “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

• Диагностика 

• Консультация родителей

• Оформление логопедического заключения

Логопедическая диагностика

Проводится обследование состояния речи   ребенка по следующим направлениям:

• произносительная сторона

• фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)

• словарь

• грамматический строй речи

• связная речь

• артикуляционная моторика (подвижность органов речи)

• мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

• Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.

• Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.

• Жалобы родителей, характеристика воспитателей.

• Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

• Строение органов артикуляции, подвижность их.

• Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.

• Состояние вербального интеллекта.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

• на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) 

• умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) 

• состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);

• знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);

• умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего) Хочу такой сайт

При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

• понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;

• какими речевыми средствами пользуется он в общении;

• подражает ли речи взрослого;

• как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);

• использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

• Предметный словарь:

покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);

покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);

покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);

покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).

• Предикативный словарь:

покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);

покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) 

• Классификация предметов:

назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);

узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

• Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);

• единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);

• настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);

• формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);

• нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);

• предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

• Как тебя зовут?

• Сколько тебе лет?

• Как зовут твою маму?

• Как зовут твоего папу?

• Есть ли у тебя брат, сестра?

• Кто старше (младше)?

• Кто еще с тобой живет?

• Какая твоя любимая игрушка?

• С кем ты подружился в детском саду?

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе  консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости   логопедической  помощи.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2025

Дата обновления: 24.09.2025

Дата публикации: 19.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».