Логопедическое обследование
19.09.2025
Логопедическое обследование дошкольника
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
• Устной и письменной речи
• Особенностей процессов восприятия
• Внимания
• Памяти
• Мышления
• Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
• “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
• “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
• Диагностика
• Консультация родителей
• Оформление логопедического заключения
Логопедическая диагностика
Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
• произносительная сторона
• фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
• словарь
• грамматический строй речи
• связная речь
• артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
• мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
• Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
• Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
• Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
• Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
• Строение органов артикуляции, подвижность их.
• Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
• Состояние вербального интеллекта.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
• на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
• умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
• состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
• знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
• умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
• понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
• какими речевыми средствами пользуется он в общении;
• подражает ли речи взрослого;
• как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
• использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
• Предметный словарь:
o покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
o покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
o покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
o покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
• Предикативный словарь:
o покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
o покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
• Классификация предметов:
o назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
o узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
• Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
• единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
• настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
• формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
• нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
• предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
• Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• Как зовут твою маму?
• Как зовут твоего папу?
• Есть ли у тебя брат, сестра?
• Кто старше (младше)?
• Кто еще с тобой живет?
• Какая твоя любимая игрушка?
• С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2025
Дата обновления: 24.09.2025
Дата публикации: 19.09.2025