"Русские пословицы на новый лад"
12.03.2021
видео 2Родители могут не понимать и даже злиться на задания, в которых детям надо
выучить пословицы и поговорки. В нашей речи их почти не осталось. Но я считаю,
что их изучение очень полезно для ребят.
· Пословицы
и поговорки значительно обогащают словарный запас ребёнка, делают его речь
интересной и выразительной. Согласитесь, гораздо приятнее слушать эмпатичного
собеседника, который ведёт «живой», а не сухой и монотонный разговор.
· Фразеологизмы
помогают точнее и глубже выражать свои мысли, поэтому человек, использующий их
в своей речи, демонстрирует не только навыки общения, но и свой
интеллектуальный и культурный бэкграунд.
· Ребёнок,
знакомый с пословицами и поговорками и употребляющий их в речи, легко освоит
тему «Средства художественной выразительности». С метафорами, эпитетами,
сравнениями и аллегориями многие дети мучаются в школе. Фразеологизмы — самые
простые средства художественной выразительности, чаще всего они уже включают в
себя метафоры и сравнения.
· Пословицы
и поговорки отлично развивают чувство юмора! В них много доброй сатиры:
используя фразеологизмы можно пошутить и никого не обидеть.
· Наконец,
пословицы и поговорки действительно учат думать, расширяют культурный кругозор,
учат анализировать ситуацию и свои действия в ней. В каждой пословице спрятана
мудрость, её нужно раскрыть, а также нужно решить своеобразный «кейс» и понять,
в какой ситуации можно применить эту мысль.
Ну что ж, начнём?
1. Разбираем
незнакомые слова
Многие слова, понятные
и простые для взрослых, незнакомы детям. Например: «Коли взялся за гуж, не
говори, что не дюж». Эту пословица мы часто слышим в повседневной речи. Но
многие дети не понимают два главных слова здесь: «гуж» и «дюж». Объясните смысл
каждого слова, покажите иллюстрации, найдите синонимы, более понятные ребёнку.
Например: «Дюжить» — быть
сильным, выносливым. Дюжий человек — сильный человек. «Сдюжить все трудности» —
преодолеть все трудности. Гуж — это кожаная петля, которую цепляли на шею
лошади, перед тем, как её запрягать и отправляться в путь. Через какое-то время
попросите объяснить, что такое «гуж» своими словами.
2. Выясняем, откуда
взялась пословица
Здорово, если вы сами
знакомы с историей возникновения пословицы или поговорки. Если нет — идём в
интернет, ищем информацию там. Не забывайте адаптировать найденную историю под
возраст и уровень восприятия ребёнка, исключите сложную терминологию,
объясняйте живо, просто и с наглядными иллюстрациями. Самый лучший вариант
изложения можно найти в двух частях «Большого толкового словаря пословиц и
поговорок русского языка для детей».
Например: «На обиженных воду возят». История: пословица появилась во времена
императора Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который
снабжал водой город. Он сопровождал (как лакей) специальную повозку в виде
бочки. Чтобы заработать больше денег, водовозы начали повышать цену на свои
услуги, хотя по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать этих жадин,
император Петр I приказал вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов.
Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда
и пошло это выражение. Поверьте, вы сами для себя узнаете много нового и
интересного.
3. Разбираемся со
смыслом
Теперь, когда дети
знают, откуда появилась пословица, и понимают значение всех слов в ней, можно
разбираться со смыслом и значением. Не говорите правильный ответ сразу,
помогите ребёнку самому докопаться до верного ответа.
Пример диалога по
пословице «Не руби сук, на котором сидишь»:
Взрослый: Как ты думаешь,
о чем говорится в этой пословице?
Ребёнок: О том, что всем
надо стать лесорубами.
Взрослый: Не совсем так.
Представь, ты залез на дерево, сидишь на ветке и сам топором начинаешь её
рубить. Что будет дальше?
Ребёнок: Ветка отломится,
я упаду.
Взрослый: Правильно. А
если ветка крепкая и ты не будешь её рубить, то просидишь ещё очень долго и все
будет хорошо. А если будешь рубить, то навредишь себе, верно?
Взрослый: Так о чем тогда
говорится в этой пословице?
Ребёнок: Если у тебя все
хорошо, не надо это портить и вредить самому себе.
В этом разговоре
ребёнок ассоциировал пословицу непосредственно с собой, представил себя в этой
ситуации. Но так же можно размышлять и над историей пословицы. Такой подход
помогает развить аналитическое, критическое, ассоциативное и логическое
мышление.
4. Ищем примеры из
мультиков
Например: «Мал
золотник, да дорог» — эту пословицу иллюстрирует мультфильм «Добрый
динозавр», потому что главный герой, динозавр Арло, был вначале маленьким и
слабым, но зато потом смог помочь человеческому малышу найти семью. «Что
посеешь, то и пожнёшь» — эту пословицу иллюстрирует сказка «Три
поросёнка», потому что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои дома из соломы и
дерева, дома оказались некрепкими и волк их разрушил, а Наф-Наф построил
крепкий дом из камня, поэтому волк не смог разрушить его дом.
5. Применяем пословицы
и поговорки в жизни
Аналогично фильмам и
книгам вместе с ребенком вспомните случаи из его жизни или из жизни его друзей
и родственников, иллюстрирующие определенную пословицу или поговорку. Например:
пословица «Друг познаётся в беде», ребёнок может вспомнить: «Я как-то по дороге
из школы подвернул ногу, и мой друг Витя помог мне дойти до дома и донести
портфель. Эта пословица подходит, потому что в тот момент я оказался в трудной
ситуации, мне было больно, а Витя меня поддержал».
Затем включаем
пословицы и поговорки в диалог с ребенком. Главное условие — использовать как
можно больше подходящих фразеологизмов (соревнуйтесь с ребенком: за каждый — 1
балл, у кого больше баллов, тот и победил).
Пример диалога:
Взрослый: В субботу мы встанем
пораньше, чтобы успеть сделать все дела, ведь кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Ребёнок: Да, но только
вначале я сделаю все уроки, а потом пойдём на пикник, сделал дело, гуляй смело.
Представляешь, я так много нового узнал на уроке окружающего мира. Ты знал, что
в организме человека живёт 10 миллионов бактерий?
Взрослый: Нет, не знал,
век живи, век учись.
Ребёнок: Я тоже до этого
не знал. Хорошо, что мне Сашка подсказал, когда я сообщение на уроке делал,
ведь где дружба прочна, там хорошо идут дела.
6. Делаем «копилку»
Заведите с ребёнком
отдельный блокнотик, записывайте туда пословицу, её смысл, историю
происхождения, расшифровку незнакомых слов. Но самое главное — сделайте
иллюстрацию-комикс для каждой пословицы. Придумайте ситуацию, к которой
пословица подходит, нарисуйте эту ситуацию в виде комиксов и с помощью
«облачков» запишите реплики героев. Этот метод поможет детям развить фантазию,
дизайнерские навыки и творческие мышление и лучше запомнить пословицу.
Если ребёнок визуал,
то кроме комикса рекомендую нарисовать буквально дословную иллюстрацию
пословицы или поговорки, чтобы он лучше запомнил её.
7. Учим пословицы
других стран и народов
Я считаю, что человек
должен обладать широким кругозором, поэтому помимо популярных и классических
русских фразеологизмов, с ребёнком можно и нужно изучать и разбирать по той же
самой схеме пословицы и поговорки других стран и народов. Это поможет лучше
понять культуру, традиции и менталитет другого народа. Чтобы понять смысл
«чужих» пословиц, поиграйте в «Сравнилку»: выбираем страну (или народ), ищем в
интернете их самые популярные пословицы и поговорки (разумеется, понятные
детям). Читаем, разбираем каждую и ищем точно такой же по смыслу русский
фразеологизм.
Например: «Хороший кузнец и
лягушку подкуёт» (литовская пословица). «Дело мастера боится» (русская
пословица). У них один и тот же смысл: настоящий профессионал любую работу
хорошо сделает.
Экспериментируйте и
изучайте белорусские, украинские, датские, английские, китайские пословицы и
поговорки. Но и про редко встречающиеся в нашей речи русские фразеологизмы тоже
не забывайте, знакомьте детей с ними!
Желаю успехов!Ладушки - складушки
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2021
Дата обновления: 13.03.2021
Дата публикации: 12.03.2021