12.09.2023
Педагог - Масленникова Мария Дмитриевна, 1 квалификационная категория
Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет
Три года — очень
важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы
будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного,
нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка
родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны
складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим
поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит
взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного
«я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если
совершил плохой поступок.
В возрасте
3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой он. Возраст трех
лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий.
Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может
справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и
негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих
требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше
самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще
недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его
неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть
самостоятельным. Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его
радоваться этому.
Происходит
дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается
непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если
занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может
уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем
дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребёнок запоминает только то, что
имеет яркую эмоциональную окраску, причём как положительных, так и отрицательных
моментов.
Мышление в
начале четвёртого года жизни остаётся наглядно-действенным, но к четырем годам
начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается
анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия
между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает
активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и
предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года
малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать
короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов,
развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему
возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте
ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях,
пересказывать короткие тексты.
Начинает
развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет
предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку —
баночкой.
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико. В основном дети
младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями.
Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают
формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли:
девочка - женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего
пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к
представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4
лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие
физические качества, как координация движений, скорость, гибкость,
выносливость.