Рабочая программа (музыкального руководителя)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 197

Принято
Решением Совета педагогов
протокол №__ от «..» 2015 г

Утверждаю: ______________
Заведующий МАДОУ - детский сад №197
приказ № ____ oт «……» 2015 г

Рабочая программа по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
(для детей с 3х до 7х лет)

Составитель:
Сулейманова Э.И.
музыкальный руководитель
первой кв. категории
Екатеринбург, 2015

Оглавление

I.
Целевой раздел РП
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации РП.
1.1.2. Цель, задачи и направления музыкального развития детей.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию РП.
1.1.4. Принципы организации музыкальной деятельности.
1.1.5. Интеграция музыкальной деятельности с содержанием образовательных областей.
1.1.6. Значимые для разработки РП характеристики
1.1.6.1. Характеристика возрастных особенностей музыкального развития детей дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения РП
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1.2.2. Планируемые результаты музыкального развития детей.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по музыкальному развитию детей.
2.1.1 Формы и методы образовательной деятельности по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
2.1.2. Содержание музыкальной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей (задачи,
способы, формы, методы).
2.2. Содержание части РП, формируемой участниками образовательных отношений
2.3. Особенности образовательной деятельности по музыкальному развитию детей и культурных практик.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности.
2.5. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников и социальными партнерами.
III. Организационный раздел
3.1. Материально - техническое обеспечение РП
3.2. Методические материалы и средства музыкального воспитания и обучения.
3.3.Расписание музыкальных занятий.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5. Педагогическая оценка музыкального развития детей
Приложения

Ι. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Нормативными основаниями разработки рабочей программы «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»
являются:
 Основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
 Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 197
(Приказ № 71 от 28.08.2015г.)
1.1.1. Цели и задачи реализации РП.
 Рабочая программа по музыкальному развитию детей дошкольного возраста является структурной единицей
образовательной программы ДОУ.
 Реализация Рабочей программы предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в общей направленности
ОП ДОУ и конкретных задач музыкального развития детей.
Общая направленность программы:
 создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка,
его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
 создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей;
 решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных
программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности
7) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим
физиологическим особенностям детей;

и

8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Цель, задачи и направления музыкального развития детей.
Цель:
Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными
музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Задачи:
1. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
формирование песенного, музыкального вкуса.
2. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде
деятельности.
3. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности
детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Направления:
 Слушание (восприятие) музыки
 Пение
 Музыкально-ритмические движения
 Игра на детских музыкальных инструментах
 Развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию РП.
Подходы к формированию РП:
Рабочая программа разработана в соответствии:
o возрастным;
o культурно-историческим;
o личностным;
o деятельностным;
o гендерным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Принципы к формированию РП.












Поддержка разнообразия детства.
Сохранение уникальности и самоценности детства.
Позитивная социализация ребенка.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей),
педагогических и иных работников организации и детей.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
Сотрудничество Организации с семьей.
Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами.
Индивидуализация дошкольного образования.
Возрастная адекватность образования.
Развивающее вариативное образование.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

 Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
1.1.4. Принципы организации музыкальной деятельности.
1. Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и
навыков
по
всем
видам
музыкальной
деятельности,
их
органическую
взаимосвязь;
2. Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной
деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей ( музыкальных, художественных,
интеллектуальных,
физических
),
познавательных
процессов
и
личностных
новообразований;
3. Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений
музыкального
искусства
–
народного,
классического
и
современного;
4. Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей 2-7 лет и
художественно-образной
основы
содержания
музыкального
репертуара;
5. Принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с
разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины – России и с их мирами:
миром ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы, рукотворным миром.
1.1.5. Интеграция музыкальной деятельности с содержанием образовательных областей.
• «Физическое развитие»: развитие физических качеств в процессе организации музыкально-ритмической
деятельности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о
здоровом образе жизни, способах управления своим эмоциональным состоянием (релаксация). Музыкально-двигательная
активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных
занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении
саморегуляции в двигательной сфере.
• «Социально-коммуникативное развитие»: присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий в музыкальной деятельности; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой
родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
• «Познавательное развитие»: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности в музыкальной деятельности;

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; расширение кругозора детей в области
музыки; сенсорное развитие,
формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. Музыка выступает как один из
возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром
человека, его эмоций, переживаний и чувств.
• «Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое
овладение воспитанниками нормами речи.
• «Художественно-эстетическое развитие»: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества: приобщение к различным видам искусства, использование художественных
произведений для обогащения содержания музыкальной деятельности и усиления эмоционального восприятия музыкальных
произведений, закрепления результатов восприятия музыки.
1.1.6. Значимые для разработки РП характеристики
1.1.6.1. Характеристика возрастных особенностей музыкального развития детей дошкольного возраста
Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (3 год жизни)
На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку
Совершенствуется музыкальная память и мышление. Он помнит многие музыкальные произведения, узнаёт их. Особенно
легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.
Формируются музыкально - сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах
музыкальной выразительности.
В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности.
Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню
выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию.
Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение
взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному.
Двигаться в хороводе им пока еще трудно.
Дети способны активно участвовать в музыкально - сюжетных играх. В этом возрасте дети готовы к музыкально творческим проявлениям как в пении, так и в играх - драматизациях.

Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (4 год жизни)
На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку,
связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних
животных, игрушек, с природным окружением.
Продолжается становление музыкального восприятия. Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он
может слушать музыкальное произведение (непродолжительное), до конца.
В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально - слуховых представлений. Большинство детей помнят,
узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной
памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни
(колыбельная, плясовая).
Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: Дети без труда различают
контрастные регистры, темпы, динамические оттенки. Осваивают музыкально - дидактические игры, упражнения. Но пока еще
произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок попрежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована.
Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой
характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью.
Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса
детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из
наиболее привлекательных.
В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках.
Он с любопытством обследует музыкальные инструменты. Однако возможности при общении к игре на детских музыкальных
инструментах остаются по-прежнему небольшими: его слуховой опыт невелик и недостаточно координации движений руки.
Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (5 год жизни)
Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по-прежнему остается слушание музыки
(как вокальной, так и инструментальной). Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в
процессе слушания музыки.
Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок способен запоминать, узнавать называть многие
знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить,
что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение
слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

Ребенок по-прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также
самостоятельно.
Осознанно использует в пении средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и
внемузыкальные (выразительная мимика).
Правильно пропевает мелодии отдельных небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает
несложный ритмический рисунок. Певческий диапазон в пределах РЕ - Л Я первой октавы. Голосовой аппарат ребенка не
сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, дикция у многих детей остается нечеткой, но, несмотря на это,
дошкольника можно успешно обучать пению.
Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменятся внешне, становится более стройным,
пропорционально сложенным. В области музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности: движения
под музыку делаются более легким и ритмичными, удаются довольно сложные движения, качество исполнения движений
повышается. Вместе с тем, возможности детей этого возраста в музыкально-ритмической деятельности по-прежнему остаются
сравнительно небольшими: легкость движений относительна, синхронность движений в паре, в подгруппе вызывает
затруднения, выразительность движений не достаточна, длительность игры и пляски не продолжительна.
Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов.
Ребенок проявляет большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом
возрасте дошкольники лучше, чем малыши разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания
различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.
К этому времени у детей улучшается координация движения руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны
воспроизводить на одной пластинке металлофона элементарные ритмические рисунки.
Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (6 год жизни)
Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое.
Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки.
Интенсивно продолжают развиваться музыкально - сенсорные способности. Ребята могут различать выразительные
отношения музыкальных звуков, активизируется ладо-высотный слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок
анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать.
В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения:
голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ - СИ первой октавы, налаживается вокально - слуховая
координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни.

Певческая дикции у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку
продолжается формирование вокальных связок.
У детей формируется осанка, движения становятся более свободными, выразительными, а в сюжетных играх, танцах - более
осмысленными и управляемыми, слаженными и уверенными
Ребенок способен и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности и
координированно исполнения.
Дети имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх,
танцах, упражнениях, этюдах. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные
пляски; любят придумывать свои танцы на основе знакомых движений.
Однако возможности этих детей несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полетности,
выразительности, тем не мене данная возрастная ступень имеет самостоятельное значение в последовательном музыкально ритмическом развитии каждого ребенка.
У детей проявляется большое желание заниматься игрой на музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на
металлофоне большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как
динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука.
При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинках, не соседствующих друг с другом,
это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.
В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего, ритмического, они физически и психически
готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других, доступных их возрасту
и возможностям.
Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста (7 год жизни)
Дети этого возраста приобретают более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и
музыкального образования, обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные
произведения. К этому времени у них имеется значительный объем музыкальных впечатлений, они знают некоторых
композиторов, избирательно относятся к музыке, мотивируют свой выбор.
Дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в
интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки.
Ребенок способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать выделять, обобщать отдельные особенности
музыкального языка и речи.

У дошкольников достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на
музыку, музыкальный слух, память. Музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способность
к творчеству.
Таким образом, у выпускников детского сада большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных
стилей и эпох.
В этом возрасте ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении, он обладает достаточно
окрепшим голосовым аппаратом, хотя голосовые связки не сформированы окончательно.
Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы ДО (первой), ДО (второй). Большинство ребят имеют большой
запас песен, выделяют любимые, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни.
Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно.
Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.
В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку - движения делаются легкими,
изящными, пластичными.
В движении под музыку дети легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а
также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. К этому времени у ребят уже
имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.
Ребенок инициативен и активен как в музыкально - игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой
придумать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.
В этом возрасте дети в совершенстве постигают игру на том инструменте, на котором они играют второй - третий год, они
могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на пластинках, расположенных одна за другой.
Дети охотно участвуют в выступлении оркестра, с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в
мелодию, однако подбирать на слух могут лишь музыкально одаренные.
1.2. Планируемые результаты освоения
Планируемые результаты освоения РП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам):

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении, конструировании, музыкально-художественной деятельности и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в
игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики. Истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты музыкального развития детей
Достижения детей 4-го года жизни
- Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.
- Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении.

- Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
- Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.
-

-

-

Достижения детей 5-го года жизни
Ребенок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного
образа.
Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.
Владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
Ритмично музицирует; слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.
Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих
импровизаций на инструментах, в движении и пении.
Достижения детей 6-го года жизни
У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.
Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.
Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Участвует в инструментальных импровизациях.

Активен в театрализации.

Достижения детей 7- го года жизни
Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве
разных композиторов.
Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и
ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных
импровизациях.

II.

Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по музыкальному развитию детей
2.1.1.Формы и методы образовательной деятельности по музыкальному развитию детей
Организационные формы музыкального развития
 Непрерывная непосредственно образовательная музыкальная деятельность (музыкальные занятия: комплексные,
тематические, интегрированные, традиционные)
 Праздники и развлечения
 Музыка в других организационных формах
 Индивидуальные музыкальные занятия
Формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Возра
Ведущая
ст детей
деятельность
1-3 года
Предметная.

3-5 лет

(В.Л.Деркунская)

Формы музыкальной детской деятельности

Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.
Игры-эксперименты со звуками и игры путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).
Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых
Предметнаямузыкальных игрушек и т. п.).
манипулятивная Музыкально-игровые приёмы (звукоподражание).
Музыкальные и музыкально-литературные загадки
Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
Музыкально двигательные игры-импровизации Музыкальные сказки (слушание и исполнительство).
Игровая
Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра).
(сюжетно-ролевая Музыкальные игры-фантазирования. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
игра)
Усложняющиеся игры-эксперименты и игры путешествия.
Музыкально-дидактические игры.
Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.
Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
Концерты-загадки.

5-7 лет








Сложные
интегративные
виды
деятельности,
переход к
учебной
деятельности

Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.
Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
Исследовательская (опытная) деятельность.
Проектная деятельность
Музыкально - дидактическая игра
Компьютерные музыкальные игры
Театрализованная деятельность.
Хороводная игра.
Музыкальные игры-импровизации.
Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).
Клуб музыкальных интересов.
Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Методы музыкального развития
Наглядные (сопровождение музыкального ряда изобразительным)
Словесные (беседы о различных музыкальных жанрах)
Словесно-слуховые (пение)
Слуховые (слушание музыки)
Игровые (музыкальные игры)
Практические (заучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий)

2.1.2. Содержание музыкальной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей (задачи,
способы, формы, методы)
Приложение (календарно-тематическое планирование)
2.2. Содержание части Р П , формируемой участниками образовательных
отношений.
Бабаева Т.И. «Детство» С.Петербург 2010
Гогоберидзе А.Г. «Детство с музыкой» С.Петербург 2010
Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» М. 2010

Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации М. 2006
Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» М.1982
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» М. 1999
Усова О.В. «Театр танца» Шадринск 1999
Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» С.Петербург 2004
Суворова Т.И. Танцуй, малыш» С.Петербург 2007
Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры» М. 2007
2.3. Особенности образовательной деятельности по музыкальному
развитию детей и культурных практик.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным
руководителем ДОУ в специально оборудованном помещении.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. На музыкальных занятиях она
выступает в качестве основы для интеграции всех других видов музыкальной деятельности ребенка дошкольного возраста.
В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач
музыкального развития. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это
дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации,
игры - инсценировки, игры-этюды и пр.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми
самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. В культурных практиках музыкальным
руководителем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Музыкально-театральная гостиная (детская студия) — форма организации художественно-творческой деятельности
детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных произведений, творческую деятельность детей и свободное
общение воспитателя и детей на музыкальном материале.
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как
правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна
организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае
досуг организуется как кружок.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

Для детей третьего года ж и з н и ( 2 - 3 года)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с
предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им
реализовывать собственные замыслы;
• отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
• не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно
пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада,
территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и
свойствами;
• поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• взрослым эмоционально положительно настраиваться на день работы; переживать его как дар; радоваться
совместности проживания этого дня с детьми. Избегать ситуаций спешки, поторапливания детей;
• для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию ребёнка создавать для него
изображения или лепку, другие изделия;
• содержать в открытом доступе изобразительные материалы;
• поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка.
Для детей четвертого года жизни(3-4 года)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
• рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных
целей;
• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в
своём темпе;
• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами
продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не
педагог);
• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным,
конфликтным, непопулярным детям;
• уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем
детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку,
проявлять деликатность и тактичность;
• всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.
Для детей пятого года жизни(4-5 лет)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение
информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с
уважением;
• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя
разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства,
обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
• при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его
качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
• не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
• обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра,
равноправного участника, но не руководителя игры;
• привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
• побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им
мнения взрослых;
• читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно -личностное общение со взрослыми и
сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем
детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего
продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
• привлекать детей к обсуждению выбора спектаклей для постановки, песни, танца и т. п.;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по
интересам.
Для детей седьмого и восьмого жизни(6-8 лет)
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности
в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием
возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное
исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях,
которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
• создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание
взрослых и сверстников;
• обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и
научить его добиваться таких же результатов;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

• при необходимости помогать детям в решении проблем при организации
игры;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по
интересам;
• устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ:
• организовывать концерты для выступления детей и взрослых.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов.
В организации образовательного процесса учитываются культурные и образовательные потребности родителей (законных
представителей) воспитанников.
Содержание направлений работы с родителями
1.Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и
культуры в музыкальном воспитании детей.
2.Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье человека. На
примерах лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов,
домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.
3. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в
детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные
праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях, совместная постановка спектаклей, создание условий,
организация декораций и костюмов). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и
композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
4.Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях
дополнительного образования и культуры.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые
консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, приглашение родителей на детские концерты и
праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов.
Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность: организация совместной деятельности в
системе «ребенок-родитель-педагог», привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов,
семейных праздников, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности; участие в
выставках совместного творчества, изготовление плакатов и газет различной тематики, изготовление фотоколлажей и др.

III.

Организационный раздел

3.1. Материально - техническое обеспечение РП
Пространственная
Музыкальный зал

Театрально-музыкальный центр

Развивающая среда

Предметная
Пианино, музыкальный центр, телевизор, мультимедийная установка, ноутбук.
CD, DVD –диски:
(песни, музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы», видеофильмы, презентации)
Детские музыкальные инструменты:
- маракасы
- кастаньеты
- металлофоны
- молоточки
- ложки деревянные
- бубен
- треугольники
- колокольчики
- набор детских музыкальных инструментов.
- румба
- коробочка
- барабан
- колотушка
-дудочки
-бубенцы
Клавишно-язычковые:
- баян
- гармошка
Струнные:
- гитара
- скрипка
- гусельки
Ударно-клавишные:
- веселые лягушки
- электросоловушка
- электрогитара

- венец
Духовые:
- триола
- дудочка – 3шт.
- губная гармошка.
Костюмы для взрослых
Костюмы детские
Атрибуты к играм, пляскам, инсценировкам, сказкам, маски-шапочки

3.2. Методические материалы и средства музыкального воспитания и обучения.
Методические материалы

Средства обучения

•
•
•
•
•
•
•

Зарецкая Н.В. Сценарии праздников для детского сада. -М., 2011
Картушина М.Ю. Зимние детские праздники \сценарии с нотным приложением. - М., 2012
Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М., 2010
Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. - М., 2013
Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М., 2013
Картушина М.Ю. Осенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением. - М., 2013
Картушина М.Ю. Праздник защитника отечества Сценарии с нотным приложением. — М., 2013
- Портреты русских композиторов
- Портреты зарубежных композиторов
Музыкально-дидактические игры
- «Кого встретил колобок?
- «Музыкальные инструменты» - 6 шт.
- «3 кита»
- «Музыкальный словарик»
- Мини энциклопедии «Детям о музыке»,
«Музыкальные инструменты»
- «Путешествие в царство музыки»
- «Сказочный мир балета»
- «Веселый оркестр»
- Музыкальное лото – 3 шт.
- Подумай и отгадай
- Лесенка
- Угадай колокольчик
- Кто как идет

- Узнай, какой инструмент
- Песня-танец-марш
- Солнышко и дождик
- Выбери инструмент
- Музыкальная грамота
- Музыкальный телефон
- Узнай и сложи песенку
- Узнай по голосу
- Настроение
- Ритмические кубики
- Веселый фланелеграф
- Чья это музыка?
- Чудесный мешочек
- Карточки-матрицы
- Домик-крошечка
- Солнышко
- Музыкальные птенчики
- Учитесь танцевать
- Веселые подружки
- Веселые гудки
Альбомы с иллюстрациями:
- Шостакович «Танцы кукол»
- «Музыкальная мозаика» (инструменты)
- Сен-Санс «Карнавал животных»
- Прокофьев «Петя и волк»
- Чайковский «Щелкунчик»
- Чайковский «Лебединое озеро»
- Чайковский «Детский альбом»
- Кабалевский «Плакса. Злюка. Резвушка»
- 3 кита.
- Настольный театр «Королевство нот», «Чипполино»
- Сюжетные иллюстрации
- Времена года, природа

3.3 Расписание музыкальных занятий.
понедельник
9.00-9.20 группа №8
9.25-9.50 группа №11

9.55-10.20 группа №10
10.25-10.55 группа №2
15.15-15.30 группа

№7
15.40-15.55 группа №3

вторник
9.00-9.25 группа
9.30-9.55 группа

№6
№4
10.00-10.30 группа №5
10.35-11.05 группа №12
15.15-15.35 группа

среда
9.00-9.15 группа
9.25-9.40 группа

№7
№3
9.50-10.10 группа №9

четверг
9.00-9.20 группа №8
9.25-9.50 группа №11

9.55-10.20 группа №10
10.25-10.55 группа №2

пятница
9.00-9.25 группа
9.30-9.55 группа

№6
№4
10.00-10.30 группа №5
10.35-11.05 группа №12

№9

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического
построения Программы.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный
календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и
посвящена различным сторонам человеческого бытия:
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда. День
матери и др.);
- наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага. День России,
День защитника Отечества и др.).

Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, в зависимости от возраста и
контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и
увеличено (дополнено другими Международными и Российскими праздниками или событиями);
Рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации
организации образовательного процесса
оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами,
реализующими Программу.
Особенности организации образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения праздников и традиций.
Образовательная деятельность:
- имеет социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и
проведения праздников;
- формы подготовки и проведения носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи образовательной
деятельности нескольких образовательных областей;
- предполагает многообразие форм подготовки и проведения праздников;
- обеспечивает возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному
(основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера
участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполняет функцию сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и
подготовку к ним родителей детей).
В основу организации образовательного содержания ставится тема, выступающая как сообщаемое знание и представляемая
в эмоционально-образной форме. Содержание образования проецируется на предметную среду.
Перечень праздников и развлечений.
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ

1.
2.
1.
2.
1.
2.
3.

ДЕНЬ ЗНАНИЙ
ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ
ФИЛАРМОНИЯ
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ДЕНЬ МАТЕРИ
ФИЛАРМОНИЯ

РАЗВЛЕЧЕНИЕ
КОНЦЕРТ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
КОНЦЕРТ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
КОНЦЕРТ

ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
ИЮНЬ-АВГУСТ

1. НОВЫЙ ГОД
2. ФИЛАРМОНИЯ
1. К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ
2.
1.
2.
3.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

(ПРОЩАНИЕ С ЕЛКОЙ)

КОНКУРС КОСТЮМОВ
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
МАСЛЕНИЦА
ФИЛАРМОНИЯ
8 МАРТА
ФИЛАРМОНИЯ
ЯРМАРКА
ФИЛАРМОНИЯ
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
ФИЛАРМОНИЯ
ВЫПУСК В ШКОЛУ
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

УТРЕННИК
КОНЦЕРТ
КОНЦЕРТ ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА
КОНКУРС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
КОНЦЕРТ
УТРЕННИК
КОНЦЕРТ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
КОНЦЕРТ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
КОНЦЕРТ
УТРЕННИК
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ

3.5. Педагогическая оценка музыкального развития детей
В соответствии с ФГОС ДО для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей в
рамках педагогической диагностики (или мониторинга).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
используются исключительно для решения
образовательных задач:
• индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);
• оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
Радынова О.П. «Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет»
Программа «Детство» А.Г.Гогоберидзе, В.А Деркунская
Приложение.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».