"Речевое развитие"

05.04.2020

Речевое развитие

07.04.2020

   Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Для ее решения можно использовать ряд нетрадиционных приемов.

   Называние (или образец произношения) нового или трудного слова – активный приём обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли без искажений. Это достигается подчёркнуто чёткой дикцией, медленно, но орфоэпически правильно (не по слогам!), чтобы ребёнок уловил звуковой состав слова.

   Приведём описание некоторых игр и упражнений, которые охватывают не только моменты лексической стороны речи, изученные на диагностическом этапе, но и позволяет решать другие лексические задачи: обогащение словаря детей новыми словами; усвоение детьми новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря в связной речи.

«Сравни пары»

Цель. Развивать наблюдательность, расширять и активизировать лексический запас; развивать фразовую речь.

Описание упражнения. Педагог показывает ребёнку пару картинок. Предлагает назвать, что или кто изображен на каждой картинке; чем объекты отличаются друг от друга. Перед ответом ребёнку даётся время для внимательного рассматривания картинок. Главное, на что обращает внимание педагог, - это чтобы ребёнок при сравнении назвал как можно больше частей однородных объектов. При этом взрослые могут столкнуться с тем, что ребёнок видит отличия, но не может их назвать, так как не знает их названия. В этом случае ребёнку следует предложить сначала показать отличительную часть, а затем назвать её. В случае необходимости педагог вводит новое слово и производит с ним соответствующую работу.

Работа проводится по каждой паре картинок отдельно. Картинки, которые ребёнок не рассматривает, следует закрыть листом бумаги.

Ближе к концу года упражнение можно проводить в усложнённом варианте: предлагать детям называть, не только чем отличаются предметы, но и чем похожи.

«Скажи наоборот»

Цель. Закрепить умение пользоваться словами с противоположным значением (антонимами).

Материал. Картинки, каждая из которых представлена двумя изображениями, демонстрирующими противоположные состояния.

Описание упражнения. Рассматриваем каждую картинку отдельно и назваем, что (кто) изображено и какой это предмет (объект).

Данное упражнение можно провести вместе со взрослыми. В этом случае педагог ли родитель называет и определяет один предмет (любой) на отдельной картинке, а ребёнок – другой. Например, взрослый говорит: «Этот клоун весёлый», а ребёнок говорит: «А этот клоун грустный».

В качестве возможного варианта упражнения можно предложить ребёнку подобрать картинку с изображением объектов, которые подходят к названным взрослым определениям. Например: «Найди картинку, где изображены злой мальчик и добрый».

«Цепочки слов»

Цель. Закрепить умения детей правильно употреблять обобщающие понятия (слова-обобщения).

Материал. Сюжетные картинки.Хочу такой сайт

Описание упражнения. Картинки расположены в квадратах. Каждая цепочка включает в себя несколько однородных картинок. Однако в заданиях только часть картинок соединены между собой. Последнюю картинку ребёнок определяет самостоятельно и присоединяет её к соответствующей цепочке.

Словесные инструкции педагога: «Рассмотри цепочку из картинок. Назови, кто изображен на каждой картинке. Назови этих детей (людей) одним словом. Рассмотри картинки, расположенные на правой стороне листа. Какая из них подходит к (название группы) группе детей? Возьми карандаш и присоедини эту картинку к цепочке». В дальнейшем по полученной цепочке можно придумать или воспроизвести историю (сказку).

Лото «Чьи это вещи?»

Цель. Закрепить названия личностных качеств человека через определение предметов-помощников.

Материал. Сгруппированные картинки с изображением предметов-помощников к следующим личностным качествам: трудолюбивый (веник, лопата, ведро), аккуратный (расчёска, носовой платок, бантик), жадный (сундук на большом замке, мешок с узлом), весёлый (воздушный шарик, гармошка, колпачок).

Перед началом игры взрослый предлагает ребенку выбрать любую игровую карточку. Если играющих 2-3 ребёнка, то каждый из них называет, что изображено на его игровой карточке. Педагог перемешивает карточки с надписями качеств, по одной зачитывает их детям и спрашивает: «Чья это картинка?» Ребёнок, узнавший её, берёт картинку себе и закрывает пустой квадратик на своей карточке.

 «Кто лишний, в чём путаница»?

Цель. Активизация словаря. Выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходств и различий).

Материал. Набор картинок, часть из них похожи, могут быть объединены в одну группу, а одна отличается.

Дети рассматривают картинки, предлагая свои варианты решения. Педагог уточняет правильность (неправильность) выбора с помощью вопросов типа: почему ты догадался, что это…? Почему думаешь, что это именно…? Чем отличаются эти персонажи, предметы?

Игра «Кубик»

Цель. Развитие выразительности движений. Наблюдение за различными эмоциональными состояниями человека. Обогащение словаря названиями эмоциональных состояний человека.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены эмоции радости, грусти, злости и страха.

Ход игры. 1-й вариант. Дети по кругу бросают кубик и называют эмоцию, которая «выпадает» на верхней грани.

2-й вариант. Дети всей группой изображают эмоцию, которая «выпала» на верхней грани.

3-й вариант. Дети поочерёдно рассказывают о ситуациях в их жизни, связанных с «выпавшей» эмоцией.

4-й вариант. Дети вместе сочиняют небольшой рассказ на тему «выпавшей» эмоции.

Играйте с интересом! Играйте с увлечением! Играйте с пользой!

В театр играем-речь развиваем.doc (скачать)
развитие речи 2-3 года.doc (скачать)
развитие речи 4-5 лет (1).docx (скачать)
развитие речи 5-6 лет (1).docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».