"Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации театрализованной деятельности"

29.10.2019

     В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы.

     Глобальные проблемы современного мира, несущие угрозы человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования и воспитания.

      Сегодня стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нового поколения.

      В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, педагоги. Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за каждым культурным растением необходим уход «питательная среда». А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим саженцам», даем понять, что все для них, что любое явление природы – это все во благо человеку.

      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.

      Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней.

     Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Театрализованная деятельность с экологическим направлением несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям в необходимости сохранения природы.

     Чтобы сыграть на сцене театральный сюжет требуются экологические знания, и умения вжиться в роль, умение сформулировать идею. В связи с вышесказанным, мы разработали проект, осуществляющий детскую театрализованную деятельность с экологической направленностью.

     Новизна проекта состоит в сочетании трех важнейших принципов: творческом (креативном), экологическом и практическом. Ведущим принципом является экологический. Он позволяет строить образовательно-воспитательную деятельность на основе окружающей ребенка природы.

Цель: Формировать у дошкольников основы экологической культуры, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать, сопереживать к ней, путем театрализованных представлений.

Задачи:

1. Формировать умение детей осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы.

2. Познакомить детей дошкольного возраста с системой экологических взаимосвязей средствами театрализованной деятельности.

3. Способствовать развитию ценностной позиции детей по отношению к самому себе и к окружающей природе.

4. Формировать у детей умение налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим направлением.

      Для реализации проекта были созданы все необходимые условия.

      В группе оформили уголок для детской театрализации с различными видами театров, где дети обыгрывают и придумывают разные сказки и сюжеты.

Для чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин мы создали мини библиотеку в группе.

     Территория детского сада к летнему периоду была оформлена по русским народным сказкам, что позволило нам с детьми наблюдать за красотой природы в данный период времени. На участках были сформированы разные направления:

     Экологическая тропа по сказке «Колобок», где мы с детками наблюдали за ростом лечебных цветов и разновидностями деревьев, а также была возможность достаточно близко рассмотреть домик с насекомыми.

     Тропа здоровья была оформлена по сказке «Гуси лебеди», здесь детки могли увидеть, как можно использовать природный материал для оздоровления.

«Наш веселый огород» был оформлен по сказке «Репка», в этом блоке мы с детками садили семена «Репки» и наблюдали за ростом растения, затем ухаживали и в конце сезона даже попробовали на вкус. Также здесь мы знакомились с разнообразными культурными растениями: свекла, капуста, морковь и плоды, выращенные в теплице.

      Для овладения навыками актерского мастерства много внимания мы уделили постановке театральных сюжетов, одним из которых было заучивание и проигрывание сказок. Знакомство с сюжетами через театрализованную деятельность дает возможность детям хорошо разобраться и увидеть красоту природы. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть волшебство и приключения. В процессе работы над сюжетом с экологическим направлением учитывался возраст детей, и спектакль сделали легким и доступным для восприятия. В своей работе мы также использовали театрализованные игры и ситуации. Проигрывая определенную сказку или стихотворение, дети по нескольку раз менялись ролями. Им удавалось побыть и дедкой и бабкой, попробовать себя в роли мышки или репки. У детей была возможность многократного перевоплощения. Дети это делали с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удалось расшевелить самого скованного, зажатого ребенка.

      Также немало важную роль приняли в нашем проекте родители. Ведь семья в экологическом воспитании ребенка имеет первостепенное значение,

поэтому привлечение родителей к нашему проекту являлось важным звеном в цепочке дети-родители-педагог. Родители активного принимали участие в благоустройстве территории новыми насаждениями, оказывали помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового природного материала.

      На заключительном этапе нашего проекта была выбрана постановка сказки «12 месяцев», которая отражает все времена года и позволяет наблюдать за изменениями в природе. Детки с большим удовольствием взялись за дело. Сначала были разучены слова, прорепетированы отдельные сценки. Для наибольшей красочности постановки мы разучили танцы «Снежинки», . затем короткие эпизоды объединили в одно целое. Параллельно с репетициями шили костюмы, изготавливали декорации и подбирали музыку.

И вот спектакль состоялся. Для детей стал особенно важным в эмоциональном настрое детей. На нашу премьеру пришли зрители и родители. Зрители нам громко аплодировали, все было как в настоящем театре.

      В своей работе по формированию основ экологической культуры мы добились от детей понимания того, что все взаимосвязано – природа и человек. Ребенок познает мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нем. Самое главное, дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы – экологического воспитания человека. Создание театрализованной постановки с экологическим направлением в нашем детском саду открыло новые возможности творческого поиска, результатом которого стали не только новые театральные сюжеты, но, прежде, всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живем, о взаимозависимости человека и природы, желание охранять ее чистоту и красоту.

     Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольника.Хочу такой сайт

Сейчас, уважаемые гости, предлагаю прикоснуться к красоте природы через перчаточный театр.

Сказка «Разноцветные ладошки»

Жили - были зайчики,

Зайчики попрыгайчики,

Весело скакали,

Весело играли.

Ушками шевелили, кивали, кружили.

Ежики вдруг прибежали,

Да иголочками заиграли,

Ежики вдруг убежали,

Червячков они позвали.

Маленьких таких смешных,

Карапузов озорных.

Червячки вдруг убежали

Птичек в небе увидали.

Птицы по небу летят

И на Землю всё глядят

Пролетают над полями,

Пролетают над лугами.

И увидели цветы небывалой красоты.

Раз и два и вверх колышутся листочки.

И листочки вдруг закрылись

И тихонько опустились.

Ночка из-за гор пришла

Звезды в небо принесла,

Ах какая красота,

Вот и сказка удалась.

Молодцы!

Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации театрализованной.pptx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».