15.11.2019
Консультация
для родителей
"Сюжетно-ролевые
игры в жизни детей"
Игра всегда имела, имеет и будет иметь
огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь
развлечение и пустое время провождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры
ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много
чего полезного происходит в развитии ребенка.
Существуют
несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая
возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, предметно подражательная,
которая проявляется на втором году жизни и сюжетно-ролевая. Вот
о сюжетно-ролевых играх мы и поговорим ниже.
Что
такое сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые
игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее
характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают
его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в
свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.
Сюжетно-ролевые
игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится
использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в
соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать
действия взрослых, он научится
взаимодействовать с другими детьми в игре, или
взрослыми.
Изначально
сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш
самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то
ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему
жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.
На
этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц.
Здесь очень кстати будет помощь родителя. Если вы будете помогать малышу в
игре, то уже к двум с половиной годам ребенок будет самостоятельно играть в
сюжетно-ролевые игры вместе со своими игрушками.
Далее
идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких
ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок
соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои
сумки, может взять удочку и порыбачить, или что-то еще в подобном духе.
Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение. В
4-5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру
сюжеты из сказок, мультфильмов, книг.
Дети
постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что
взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если
родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок
может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность.
Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает
уровень развития мышления ребенка.
Значение
игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного
возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет
сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в
зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому
замыслу.
Игра
младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и
предметы, их заменяющие. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство
в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым
материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет
общими контурами. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать
и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона и
т. п. При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с
увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами
заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла»,
«Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет
папа, а это дочка»).
Дети
4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они
уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением
предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают
предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот
период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или
иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая
градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу
врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко
снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны
быть свои папы и мамы.
Для
ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и
предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его
ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и
заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой
игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в
семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство
газопровода и т. д.
Таким
образом, сюжетно-ролевые
игры учат ребенка согласовывать свои действия
с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а
так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок
вырастает творческой
и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных
ситуаций.