14.04.2019
Консультация для родителей
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»
Казалось
бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия
простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем
классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют
черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница
между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И
определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым,
сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него
психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем
набросать психологический портрет младшего школьника, и не просто школьника, а,
так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в
школу, успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в
своем умственном развитии. И первое, что нас интересует, - это отношение
ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая
"позиция школьника", по определению известного психолога Л.И.Божович.
Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое
и почетное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то
новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как
папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок,
ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не
мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь,
что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек.
То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый,
любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как
стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается,
значит, надо стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые
лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно
учится и помогает товарищам...
Чувствуете, что у нас начал
вырисовываться некий эталон "ученика", на которого остается только
молиться учителям и родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция
школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие
школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим
педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении
задуманного портрета.
Что еще должно войти в
психологический портрет воображаемого отличника? Конечно, на уроках он весь
внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не
вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и
любимого зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени можно
потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него
важнее, чем рассказ учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой,
быть внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное
(например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это -
произвольность поведения. Она сказывается во всем - в сосредоточенности
внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей,
своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами,
целенаправленно заучивать заданное. Но одной произвольности недостаточно. Ведь
нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только
внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не
только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или
другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления,
воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.
Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув логическое мышление -
умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы. Пожалуй,
на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог продержаться только на
сознательности и произвольности. Практически это невозможно, и на помощь
приходит интерес к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину,
как они живут в разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим
явления природы, и к тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к
типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он соответствует требованиям,
предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на
совсем ином отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция
школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во
всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает,
что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это
легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать:
"Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым,
хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад -
место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь
ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты
чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты
старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей
много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать,
слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь
заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы
несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время
как совсем небольшие усилия со стороны родителей, несложные специальные
занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка
многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.