12.04.2019
12.04.2019
«Как научить малыша подпевать?
Пойте чаще,
старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса».
Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
Используйте детские музыкальные инструменты.
Дети любят
слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте
преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без
звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.
Старайтесь
подчеркнуть интонацией содержание песни.
Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни -
оживленно.
Помните:
маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные
для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые,
легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.
Например, песня «Птички».
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень
мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его
первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что,
собственно, ему по силам. Например,
«Ладушки».
Мама играет с
ребёнком и поет:
1. Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. Да!
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и
хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.
2. Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Да!
3. Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук-тук,
Тук - тук - тук.
Да!
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.
Да!
5. Ладушки устали,
Ладушки поспали. / Соединив ладошки,
прикладывают их к щёчке./
Баю-баю, баюшки,
Баю-баю, ладушки.
Да!
Это «Да» малыш
только подговаривает, но вместе с взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся,
что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения,
но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков.
Постепенно вы
сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ.
Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что
очень, очень важно.
Вслед за
подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д.
есть слова, воспроизводящие звуки животных: гав, мяу и т.д. Такие песни малыши
любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста.
Вот еще один
шажок к совместному участию в пении.
Вы поете песенку "Птичка":
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!
Ребенок не
только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении - уже очень
близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед.
Существует много
песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет,
поет моя Танечка» (или мой Вовочка).
Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).
Мама сидит
рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой
поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один - пойте
вместе с ним.
Иногда, войдя в
комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь
игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит
в его жизнь.
Песенка
«Баю-баю!».
Перед пением
покажите малышу куклу «Таню». Рассмотрите, какая Таня нарядная - красивое
платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите,
что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и
укладываете куклу.
1. Баю-баю-баю,
Куклу раздеваю.
Куколка устала,
Целый день играла.
2. Положи, Танюша,
Щечку на подушку.
Вытяни ты ножки,
Спи, скорее крошка.
3. Баю-баю-баю,
Баю-баю-баю!
Таня засыпает,
Глазки закрывает.
Малыш начинает
подпевать «баю-баю» и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и
т.д. Еще один шаг вперед!
Далее вы
включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например,
песенку «Птички» на народную мелодию, сл. И. Плакиды.
Малыш уже
начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю
песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой
(аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому
малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии
музыкальных способностей у вашего ребенка.
Музыкальное
развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее
развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Песенки для
слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для
детского сада.