12.12.2020
Сегодня существует множество игр,
которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для
здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды.
Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является
формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются
хорошим средством развития у детей логического мышления.
Ребусы, загадки, кроссворды привлекают
детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их использование в обучении детей является
достаточно эффективным.
Возраст после 5 лет - период заметного интеллектуального
развития. Основание тому - созревание и функциональное развитие лобных долей
мозга. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации, может ставить цель и сознательно ее добиваться:
произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем
он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько
отдаленной во времени. Но развитие логического мышления - еще пока лишь
возможность дошкольника, которую педагогу
нельзя упускать.
Если сделать деятельность ребенка
интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого:
будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к
преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.
Игры-загадки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и
проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного
возраста. Игровые методы и приемы направлены на повышение
интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на
учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной
целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами
нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Проблемно-поисковые методы
развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную
поисковую деятельность.
Ребусы, кроссворды,
игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных
способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для
детей, требуют от них умственных
усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.
Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно отнести к ряду
досуговых игр, используемых,
как развлечение детей дошкольного возраста.
Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных
способностей у детей.
На основе всего вышесказанного можно
сделать вывод о том, что игры-загадки, ребусы, кроссворды относятся к игровым и в то же
время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным
для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов.
Приобщать к разгадыванию ребусов можно, как только ребенок начнет осваивать
чтение. И даже раньше - когда он знакомится со звуками речи и буквами.