03.10.2020
Мнемотехника – технология развития связной речи.
Мнемосхемы – это схемы, в которые заложена
определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,
весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок
легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку. Так как наглядный
материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники на
занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и
перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотаблицы особенно эффективны при
разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание так же
придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение
зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном
этапе я предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также
активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемосхемы, мнемотаблицы:
являются дидактическим материалом по
развитию речи;
их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании
наизусть и отгадывании загадок.
Овладение приемами работы с мнемосхемами, мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных
психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, развитие связной
речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только
словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память,
связная речь. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это
совсем не трудно, заучивание стихов, пересказ превращаются в игру, которая
захватывает его.